Лица, незаконными методами получившие информацию

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско – правовому договору.

Комментарий к статье 139:

1. Коммент. статья предусматривает защиту прав обладателя сведений, для определения которых применено широкое понятие “информация”, не подпадающих под охрану норм патентного, авторско – правового или иного специального законодательства. Правила статьи распространяются также на охраноспособные решения (изобретения, полезные модели и др.), не запатентованные правообладателем по каким-либо, как правило экономическим, мотивам.

20160125214758 graphic designer drawing tablet

Основами ГЗ была введена защита технической, организационной и коммерческой информации, составляющей секреты производства (“ноу – хау”), в качестве особого объекта гражданского права (ст. 151). Коммент. статья не раскрывает содержание сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, и не приводит их перечень. Как и в Основах ГЗ, установлен один общий признак, которым должна обладать охраняемая информация – “коммерческая ценность”, т.е. способность быть объектом рыночного оборота. Условием предоставления защиты служит принятие правообладателем всех необходимых мер для обеспечения ее конфиденциальности. При соблюдении этих требований под правила статьи подпадают, таким образом, любые знания, включая практический опыт специалистов, применяемые не только в производстве, но и в других областях хозяйственной деятельности: торговле, маркетинге, менеджменте, иных управленческих услугах. В зарубежной экономической и правовой литературе вся эта информация обозначается различными терминами: “коммерческая тайна”, “секреты производства”, “ноу – хау”, которые в аспекте правовых категорий воспринимаются как синонимы.
Нормы о коммерческой тайне содержатся и в ряде других российских законов (Закон о конкуренции, Закон РФ “О средствах массовой информации” – Ведомости РФ, 1992, N 7, ст. 300 и др.). Срок ее защиты не определен. Права на коммерческую тайну действуют, пока соблюдаются условия их защиты.