Восстановление блоков цилиндров. Дефекты

Для определения дефектов в блоках цилиндров применяют различные средства измерения и контроля.

Трещины и пробоины определяют внешним осмотром и с помощью стенда для гидроиспытания блоков. Повреждение отдельных гнезд коренных подшипников контролируют нутромером. Износ, овальность посадочных отверстий под гильзы цилиндров и отверстия под втулку распределительного вала проверяют предельными калибрами-пробками. Износ торцевой поверхности выточки под верхний бурт гильзы контролируют с помощью приспособления для проверки выточки под гильзу. Для контроля соосности коренных опор и опор в сборе с вкладышами при дефектации, а также новых или отремонтированных блоков цилиндров применяют пневматическое приспособление КИ-4862. Поэтому в зависимости от способа базирования в крайних опорах блоков измерительные калибры-оправки приспособления выполнены двух типов.

Калибры-оправки первого типа (рис. 44), применяемые при контроле новых или отремонтированных блоков-картеров, устанавливают на конусах соосно отверстиям его крайних опор. Для двигателей различных модификаций эти оправки имеют одинаковую конструкцию и состоят из корпуса 2 двутаврового сечения, в ко-торый запрессованы три сопла со штуцерами, соединенные трубками с трехпредельным ротаметром. На концы оправки надеты конические (конусность 1 :50) опоры 1 и 4, обеспечивающие установку оправки соосно отверстиям крайних опор блока-картера. Опора 1 съемная, винт 5 ограничивает осевое перемещение оправки при измерении.

Для определения несоосности приспособление с оправкой этого типа устанавливают в блок-картер и поворачивают вокруг оси на 360° с помощью рукоятки 6. Отсчетное устройство ротаметра 7 указывает при этом значение зазора между торцами измерительных сопл, установленных в корпусе оправки (соответственно опорам блока-картера), и поверхностями отверстий опор блока-картера, т. е. биение отверстий средних опор относительно крайних. Таким образом, искомая несоосность (для каждой опоры в отдельности) равна половине соответствующего значения, полученного на каждой шкале ротаметра.

Калибры-оправки второго типа, применяемые при дефектации, устанавливают на базовых пластинах по образующим крайних опор в диаметральной плоскости отверстий. Эти оправки для различных модификаций двигателей имеют также одинаковую конструкцию, но отличную от предыдущих. Они состоят из корпуса 6 (рис. 45) двутаврового сечения с тремя запрессованными измерительными соплами 18 и двух цилиндрических съемных насадок 10 с* плунжером 8 и вставками 15, оснащенных твердосплавными пластанками. Вставки и сопла расположены в одной диаметральной плоскости оправки. Сопла через сверления в корпусе сообщены со штуцерами, связанными с ротаметром трубками. Съемные насадки служат для точной установки оправки в диаметральной плоскости и крепятся к ней посредством быстросъемных шайб 11 и ручки 12. Ручка фиксируется винтом 14, что исключает произвольное отвинчивание.

Прижимают базовые поверхности оправки (твердосплавные пластины вставок 15) к образующим крайних опор блока-картера посредством пружины 17, клина 16, шариков 9 и плунжера 8.

Способы устранения дефектов

tmp1 42
Рис. 44. Приспособление для контроля соосности коренных опор блок-картера: 1 — съемная опора; 2 — корпус; 3 — опоры блок-картера; 4 — несъемная опора; 5 — ограничительный винт; 6 — рукоятка; 7 — ротаметры; 8 — манометры; 5 —блок фильтра со стабилизатором; 10— кран управления.

Отвод плунжера 8, необходимый при установке оправки в блок-картер, производят путем отжима клина винтом 13. Винт 19 ограничивает осевое перемещение оправки при измерении.

tmp1 43
Рис. 45. Оправка: 1 и 3 — гайки; 2 и 13 — отжимные винты; 4 и 11 — шайбы; 5 — планка; 6 — корпус; 7 — опоры блока цилиндров; 8 — плунжер; 9 — шарик; 10 — съемная насадка; 12 — ручка; 14 — фиксирующий винт; 15 — вставка; 16 — клин; 17 — пружина; 18 — измерительное сопло; 19 —* ограничительный винт.

В комплекте приспособления предусмотрены сменные насадки для базирования оправок при контроле блоков-картеров с отверстиями коренных опор ремонтного размера и вкладышами. Для замены насадки нужно вывернуть винт 14, затем ручкой 12 освободить шайбу 11 и снять ее и насадку. На каждой насадке нанесена маркировка размера диаметра отверстия соответствующей опоры блока-картера.

При контроле несоосности приспособление с оправкой второго типа устанавливают в блок-картер, как показано на рисунке 45. Отсчетное устройство ротаметра указывает при этом зазор между торцами сопл и поверхностями отверстий коренных опор, т. е. значение, определяющее смещение образующих средних опор относительно крайних. Значение смещения каждой опоры определяют как разницу наибольшего и наименьшего показаний ротаметра при повороте оправки на 360°. Измерение смещения образующих производят по всему периметру отверстий опор.

Приспособление КИ-4862 позволяет контролировать соосность коренных опор блоков цилиндров двигателей СМД-14, Д-50, Д-240, А-41, Д-37М.

Добавить комментарий