Главная » Справочные материалы » Топливная аппаратура дизелей

Топливная аппаратура дизелей

Проверка и регулировка топливной аппаратуры на дизеле

Исправная и отрегулированная топливная аппаратура долиша обеспечивать подачу мелкораспыленного топлива в одинаковых порциях и в определенное время в камеры сгорания всех цилиндров. Топливо должно поступать в таком количестве, которое необходимо для получения нужной мощности двигателя на заданных числах оборотов коленчатого вала. Несоблюдение этих требований приводит к перерасходу топлива, снижению мощности и срока службы дизеля. Если вам понадобиться дизельное топливо рекомендуем посетить сайт компании AMD Company.

В процессе эксплуатации вследствие износа деталей пормальная работа топливной аппаратуры нарушается. Чтобы вновь наладить ее, необходима проверка и регулировка в лабораторных условиях на специальных стендах.

Некоторые неисправности топливной аппаратуры могут быть обнаружены и устранены непосредственно на работающем дизеле. Ниже дана примерная последовательность, способы выявления и устранения неисправностей на тракторе в условиях работы.

Снижение мощности, дымный выпуск, трудный запуск, работа с перебоями — вот характерные и часто встречающиеся признаки неисправной работы системы питания дизеля.

Снижение мощности при бездымной работе дизеля свидетельствует об уменьшении подачи топлива в цилиндры из-за загрязнения фильтрующих элементов, неисправностей подкачивающего и перепускного клапанов насоса, износа и повреждения плунжерных пар. В этих случаях трактористы увеличивают подачу, отвинчивая на несколько оборотов винт, ограничивающий максимальную подачу, но это не всегда компенсирует неисправность и является неправильным подходом к ее устранению. Вместо этого необходимо в первую очередь проверить всю систему низкого давления, начав с проверки величины давления топлива в магистралях.

Нормальное давление по манометру (на щитке контрольных приборов) равно 0,6—1 ат. При падении давления до 0,4 ат двигатель останавливают, тщательно промывают корпуса фильтров и элемент грубой очистки топлива, а элементы тонкой очистки в случае их сильного загрязнения заменяют новыми. Если после этого давление не стало нормальным, проверяют состояние перепускного клапана, установленного в головке топливного насоса или, как, например, у двигателя КДМ-100, в корпусе подкачивающего насоса. Для насосов давление проверяют и регулируют схожим образом, в соответствии со спецификациями и УР.

Наиболее часто встречающиеся неисправности перепускного клапана — ослабление или поломка пружины, износ уплотняющей части и засорение полости клапана. При ослаблении пружины под ее торец можно поставить дополнительные прокладки толщиной до 4 мм-. В остальных случаях клапан необходимо ремонтировать: заменять hi,сшедшие из строя детали, притирать уплотняющие части, промывать детали и полость клапана.

Износ рабочих деталей подкачивающего насоса приводит к снижению давления топлива в системе. Износ можно обнаружить внешним осмотром трущихся деталей, и у некоторых насосов по вытеканию топлива из нижнего дренажного отверстия корпуса. В этих случаях насос заменяют новым. Если у насоса типа ТН-8,5Х10 ослабла пружина всасывающего клапана, то можно укоротить ее па несколько витков, что приведет к некоторому увеличению производительности насоса. Но это считается временной мерой.

Причиной снижения мощности дизеля при нормальном давлении топлива и бездымном выпуске может быть износ плунжерных пар насоса, так как при этом в момент нагнетательного хода плунжера уменьшается количество топлива, подаваемого в цилиндры, из-за перетекания части топлива из падплуижерного пространства в полость низкого давления. Такой насос снимают с двигателя и отправляют в мастерскую для ремонта, регулировок и испытаний. Можно несколько увеличить подачу топлива, если hi,[винтить на 1 — 1,5 оборота регулировочный винт ограничения максимальной подачи у насосов типа 4ТН-8,5ХЮ, предварительно убедившись в полной исправности системы низкого давления. Этот випт расположен па верхнем конце вильчатого рычага регулятора. Для доступа к нему надо снять крышку корпуса регулятора (осторожно, чтобы не повредить уплотнительную прокладку крышки и не занести в полость корпуса грязь). У других насосов подачу топлива увеличивают вращением регулирующего устройства, которое ограничивает максимальную подачу, например у дизеля КДМ-100 отвертывают на 1 —1,5 оборота муфту ограничения максимальной подачи, расположенную на переднем конце рейки насоса под колпачком. После этой регулировки номинально загруженный двигатель должен работать без дымного выпуска.

Снижение номинальных оборотов дизеля из-за неверной работы регулятора может также быть причиной уменьшения мощности двигателя при бездымном выпуске и нормальном давлении топлива. Чтобы проверить эти обороты (хотя бы приблизительно), надо: поставить рычаг управления подачей топлива в положение максимальной подачи, создать номинальную загрузку трактору и на ходу подсчитать число оборотов ведущей звездочки или ведущего колеса за 0,5 или 1 мин. Нормальное число оборотов звездочки или колеса предварительно подсчитывают делением величины номинальных оборотов двигателя, взятых из справочника, на общее передаточное число силовой передачи. Затем результаты опыта и расчета сравнивают и определяют, соответЬтвует ли фактическое значение оборотов номинальным.

Для восстановления номинальных оборотов надо у регуляторов насоса типа ТН-8,5Х10 изменить количество прокладок у болта ограничения максимальных оборотов, расположенного под колпачком наружного рычага регулятора (левый упор сектора рычага). Если общую толщину прокладок уменьшить на 0,3 мм, то число номинальных оборотов возрастет приблизительно на 15—20 об/мин. Для увеличения номинальных оборотов дизеля КДМ-100 надо торцовым ключом повернуть против часовой стрелки головку регулировочного болта, ограничивающего номинальные обороты дизеля.

У малогабаритного регулятора насосов типа ТН-8,5 X10 для повышения числа оборотов радо увеличить предварительное натяжение пружины регулятора соответствующим регулировочным винтом. Результат регулирования номинальных оборотов проверяют по частоте вращения ведущей звездочки или ведущего колеса. Эта операция требует хорошего навыка и высокой точности. В противном случае регулятор вместе с насосом направляют в мастерскую для контроля п регулирования на специальном стенде.

Дымный выпуск, сопровождающийся падением мощности двигателя, может произойти при загрязнении воздухоочистителя или при нарушении качества распыла топлива форсункой.

При загрязнении воздухоочистителя снижается степень наполнения цилиндров свежим воздухом, кислород которого необходим для сгорания топлива. Из-за недостатка воздуха смесь становится переобогащенной и часть топлива в цилиндрах не сгорает. Поэтому тракторист обязан внимательно следить прежде всего за состоянием воздухоочистителя и по потребности проводить технический уход за ним.

Причиной трудного запуска и перебоев в работе может послужить ухудшение качества распыла топлива форсункой. Часто это наблюдается при работе дизеля на малых оборотах и нагрузках. Качество распыла зависит от изменения общего технического состояния форсунки: нарушения нормальных регулировок давления впрыска и подъема иглы, закоксовывания и износа соплового отверстия распылителя и штифта (у штифтовых форсунок), загрязнения распылителя. Эти неисправности обнаруживают нри наблюдении за впрыском топлива форсункой в атмосферу. Форсунку снимают с двигателя и, не отъединяя ее от топливопровода высокого давления, пусковым двигателем прокручивают коленчатый вал дизеля, при включенной подаче.

Нормальное качество распыла характеризуется дроблением частичек топлива до тумапообразного состояния, отсутствием струй и капель нераспыленного топлива, правильным конусом распыла, направлением его по оси форсунки, а также четким прекращением (отсечкой) впрыска. По окончании работы форсунки на торцовой поверхности ее распылителя не должно быть капель топлива (допускается незначительное увлажнение). При неисправной работе форсунку разбирают, промывают в бензине, тщательно очищают, а затем промывают в дизельном топливе и вновь собирают и регулируют. Если нет необходимости в разборке, форсунку проверяют на давление впрыска при помощи эталонной форсунки или максиметра.

Для этого эталонную форсунку соединяют с испытываемой параллельно, а затем впрыскивают топливо в атмосферу, прокручивая коленчатый вал дизеля при включенной подаче. Если у испытываемой форсунки будет впрыск, а у эталонной нет, то у первой давление впрыска меньше нормального. Для регулировки отвинчивают колпачок проверяемой форсунки, ослабляют контргайку регулировочного винта и, постепенно завинчивая отверткой регулировочный винт, доводят давление впрыска до требуемого. После этого затягивают контргайку, еще раз проверяют одновременность впрыска и ставят на место колпачок форсунки.

При помощи максиметра давление впрыска проверяют так же, только испытываемую форсунку соединяют с мак-симетром последовательно.

Эти способы регулирования давления впрыска, как показали лабораторные опыты, недостаточно точны, поэтому ими можно пользоваться лишь в случае необходимости в полевых условиях. Точные комплексные испытания, проверку и регулировку форсунок проводят в лабораторных условиях.

Трудность запуска, перебои, дымление, снижение мощности дизеля при исправных форсунках могут быть также вызваны попаданием воздуха в систему питания. Поэтому надо тщательно следить за герметичностью соединений топливопроводов, не допускать подтекания топлива, регулярно проверять и подтягивать крепления соединительных штуцеров и гаек. Для удаления попавшего в систему воздуха надо перед запуском отвинтить на 2—3 оборота вентиль в корпусе фильтра тонкой очистки и, нагнетая топливо насосом ручной подкачки, удалить воздух до появления из сливной трубки вентиля струи топлива без пузырьков воздуха. После этого следует завинтить вентиль до отказа. Если в конструкции двигателя не предусмотрен насос ручной подкачки топлива, то надо повернуть коленчатый вал дизеля пусковым устройством и привести в действие подкачивающий насос. Затем при положении акселератора на выключенной подаче удалить воздух из системы.

Часто во время запуска двигателя воздух проникает в надплунжерное пространство. У насосов двигателей типа КДМ-100 против каждой секции предусмотрены топливовоздушные вентили, ослабив которые, можно удалить воздух из надплунжерных пространств (после этого вентили надо до отказа завинтить). У других топливных насосов таких вентилей нет, поэтому у них воздух из надплунжерных пространств удаляют кратковременным ослаблением накидной гайки топливопроводов высокого давления в месте подсоединения их к секциям насоса. Этим способом можно пользоваться в исключительных случаях, так как частые отвинчивания накидных гаек ослабляют соединение, изнашивают резьбу, что приводит к их негодности.

Нередко в процессе работы плунжерной пары наблюдается заедание («зависание») плунжера в гильзе. Чтобы обнаружить эту неисправность, надо на неработающем двигателе рукой плавно перемещать рейку насоса. Если рейка не перемещается, значит, она задерживается «за-ппешим» плунжером. При такой неисправности топливный насос отправляют в ремонт.

Герметичность пары обратный клапан — седло можно проверить в следующем порядке: отсоединить топливопро-иод высокого давления от насосной секции, снять крышку бокового люка насоса и, проворачивая коленчатый вал дизеля, установить плунжер проверяемой секции в нижнее положение, поставив рейку насоса на пулевую пода-чу. В этом положении надплунжерное пространство сообщается с П-образным каналом в головке насоса через каналы в головке плунжера и поэтому заполняется топливом из магистрали низкого давления. Наблюдая за уровнем топлива’ в надклапанном пространстве (в канале соединительного штуцера), определяют герметичность обратного клапана. При необходимости клапан и седло заменяют. Надежным способом проверки изношенности этой нары является гидравлическое испытание ее в лабораторных условиях.

В процессе эксплуатации часто угол опережения пн рыска топлива становится больше допустимого, вслед-| тние чего работа дизеля нарушается. Признаками слишком раннего впрыска являются трудный запуск, а также дымный выпуск под нагрузкой и на холостом ходу (с увеличением нагрузки дымление возрастает). Кроме того, дингатель работает с резким выпуском и стуками на малых оборотах. При слишком позднем впрыске (угол опережения меньше нормального) двигатель также плохо напускается, на максимальных оборотах холостого хода работает с перебоями, быстро перегревается при полной нагрузке, по звуку выпуска напоминает работу карбюраторного двигателя (мягкая работа). При нагрузке выпуск сопровождается черным дымом, а без нагрузки — синим. При необходимом угле опережения впрыска «допускается незначительное дымление в период больших кратковременных перегрузок. Нормальный угол впрыска можно восстановить непосредственно на дизеле.

Перечисленные выше способы устранения неисправностей работы топливной аппаратуры на двигателе не всегда дают положительные результаты. Дело в том, что операциям по регулировке должны сопутствовать точные методы контроля регулируемых величин. Для точного контроля требуются точные приборы, специальные приемы. На тракторе в поле нет ни соответствующих приспособлений и приборов, ни условий для нормальной работы, и выполнить регулировку высококачественно нельзя.

Не имея возможности точно проконтролировать результат регулирования, нельзя считать регулировку законченной. Поэтому как технические уходы, так и регулировки топливной аппаратуры надо выполнять в специализированных лабораториях.

Добавить комментарий