Шнеки, элеваторы и бункер комбайна

Цель и содержание работы. Закрепить знания о транспортирующих устройствах комбайнов: зерновых, колосовых шнеков и элеваторов, шнеков для выгрузки зерна из бункера, механизмов привода шнеков и элеваторов, полученные на теоретических занятиях.

Научиться снимать, проверять, устанавливать и регулировать шнеки, элеваторы и механизмы привода транспортирующих устройств.

Изучить особенности конструкций бункеров на комбайнах, шнеков, механизмов привода и специальных устройств, установленных в бункерах.

Оборудование рабочего места. Молотилки без копнителей комбайнов СК-5 и СК-6; ключи гаечные 8X10 (2 шт.), 9X11, 12X14 (2 шт.), 14X17, 17X19 (2 шт.), 22X24, 27X30; сменные головки 10, 12, 14, 17, 19 и 24; ключ для круглых гаек; молотки (2 шт.); плоскогубцы 175; отвертка; бородок слесарный 3 и 6; щипцы для снятия и установки стопорных колец; крейцмейсель слесарный 8X60°; выколотка для шпонок; молоток с медными бойками; тиски П-120; штангенциркуль ШЦ-П-0,1-200; съемник для снятия клиновых шпонок; съемник для снятия звездочек и шкивов, надставка для выбивания шнека d — 2b мм, / = 200 мм, надставка для выпрессовки подшипников; тарировочный ключ для определения степени затяжки пружин на предохранительных муфтах.

Рис. 56. Транспортирующие устройства комбайна СК-5

Последовательность выполнения работы. Проверить знания о транспортирующих устройствах, установленных на молотилках комбайнов, и вспомнить их назначение. Найти на комбайне СК-5 или СКД-5 зерновой шнек 16 (рис. 56), зерновой скребковый элеватор 4, распределительный шнек 3, большой колосовой шнек 13, колосовой скребковый элеватор 10, малый колосовой шнек 7 и шнеки для выгрузки зерна из бункера 1.

Рис. 57. Транспортирующие устройства комбайна СК-6

Во время работы комбайна зерновой шнек 16 подает поступающее с очистки зерно к зерновому элеватору 4, который транспортирует его к распределительному шнеку 3 в бункер комбайна. Большой колосовой шнек 13, колосовой элеватор 10 и малый колосовой шнек 7 транспортируют необмолоченные колосья в молотильное устройство на повторный обмолот. Шнек, установленный в бункере, подает зерно к выгрузному шнеку, который выгружает его в кузов автомобиля или в тракторную тележку.

Рис. 58. Бункер комбайна СК-6

Сравнить конструкцию транспортирующих устройств молотилки комбайна СК-6 с соответствующими рабочими органами комбайна СК-5 и обратить внимание на то, что молотилка комбайна СК-6 снабжена шнековыми элеваторами: колосовым 4 (рис. 57) и зерновым 8. Причем для транспортировки зерна в бункер на комбайне установлено два зерновых шнековых элеватора: правый 1 (рис. 58) и левый 6. Все остальные транспортирующие рабочие органы молотилки комбайна СК-6: зерновой шнек 12 (см. рис. 57), большой колосовой шнек 1, малый колосовой шнек 5, шнек бункера 16 (см. рис. 58) и выгрузной шнек 8 с дополнительным патрубком 11 и витком шнека 12 имеют такое же устройство и назначение, как и соответствующие рабочие органы у комбайна СК-5.

Рассмотреть схему привода транспортирующих устройств комбайнов СК-5 и СКД-5. Найти на комбайне задний контрприводной вал, от шкива которого на левой стороне клиноременной передачей приводится в действие зерновой шнек 16 (см. рис. 56). Цепь зернового элеватора 6 получает привод от звездочки зернового шнека и передает движение приводной звездочке распределительного шнека 3, установленного на бункере 1.

Рис. 59. Колосовой элеватор комбайна СК-5

Горизонтальный шнек, установленный в бункере, и наклонный выгрузной шнек с дополнительным витком приводятся в действие цепной передачей через предохранительную фрикционную муфту от вала контрпривода, соединенного шлицами с правым концом вала отбойного битера.

Проверить наличие необходимого инструмента, приспособлений, подготовить рабочее место и приступить к выполнению задания.

Снять, разобрать, осмотреть и установить на комбайн колосовой элеватор и большой колосовой шнек:

  1. Ослабить натяжение цепей привода большого 13 (см. рис. 56) и малого колосовых шнеков, найти соединительные звенья, вынуть их и снять цепи 9.
  2. Открыть крышку 2 (рис. 59) нижней головки 3 кожуха 18 колосового элеватора и, проворачивая вручную шнек, подвести соединительное звено цепи элеватора к приводной звездочке и разъединить концы цепи.
  3. Отвернуть гайки и вынуть болты крепления верхней головки и крышки 20 головки элеватора к кожуху малого колосового шнека.
  4. Снять крышку подшипника, закрепленного в боковине нижней головки 3 колосового элеватора, и ослабить крепление подшипника на валу.
  5. Отвернуть гайку, вывести из зацепления с фланцем кожуха большого колосового шнека крюк 1 и снять колосовой элеватор в сборе.
    Рис. 60.  Большой колосовой шнек комбайна СК-5
  6. Открыть крышку 20 верхней головки корпуса элеватора и вытянуть скребковую цепь 4.
  7. Снять защитный кожух 12 (рис. 60), освободить крепление и снять с правого конца вала приводную звездочку 18 в сборе с предохранительной муфтой 8.
  8. Снять крышку опорного подшипника 9 на правом конце вала колосового шнека 2, ослабить крепление конусной втулки подшипника и вывести шнек из кожуха.
  9. Разобрать предохранительную муфту, для чего отвернуть гайки и контргайки на болтах 20, снять специальные шайбы и пружины 13, звездочку 18, диски муфты 17 и втулки муфты 15. Проверить состояние снятых деталей, разобраться с назначением их и собрать муфту в последовательности, обратной разборке, не затягивая гайки и контргайки на болтах 20.
  10. Осмотреть и изучить устройство малого колосового шнека, не снимая его с комбайна. Обратить внимание на то, что фланец 5 (рис. 61) кожуха 3 крепится болтами 4 к левой панели молотилки. Овальные отверстия под болты позволяют изменять положение кожуха шнека при соединении его с верхней головкой колосового элеватора. Корпус 1 правого подшипника 2 установлен в специальной подвеске, которая крепится к крыше молотилки. В корпус ввернута трубка, по которой нагнетается масло в подшипник через специальный лючок, расположенный в крыше под бункером. Приводная звездочка 18 (см. рис. 60) закреплена на валу шнека 10 (см. рис. 61) шпонкой 9. Для того чтобы она располагалась в одной плоскости с ведущей звездочкой колосового элеватора, необходимо выдержать размер между осями симметрии корпуса подшипника и звездочкой 62±1 мм.
  11. Проверить состояние кожуха 18 элеватора (см. рис. 59) цепи 4, натяжной планки 9 со звездочкой 10, верхней ведомой звездочки 17 и приводной звездочки 12 малого колосового шнека. Убедиться в прочности крепления резиновых скребков 6 к специальным звеньям цепи 8 с помощью накладок 5 и пластин жесткости 7. Ослабнувшие заклепки переклепать.
    Осмотреть корпус 4 (см. рис. 60) и большой колосовой шнек 2, откидное дно 3. Проверить состояние подшипников и уплотнений в крышках и прочность крепления звездочки 1 на валу шнека.
    Устранить вмятины на крышках 2 и 20 (см. рис. 59) кожуха элеватора 18, а также на кожухе шнека 2 (см. рис. 60) и на откидном дне 3 кожуха.
  12. Ввести шнек 2 в корпус 4, установить и закрепить на правом конце вала подшипник 9, выдержав размер от оси симметрии звездочки 1 до торца фланца корпуса 4. Закрепить клином на валу предохранительную муфту 8 так, чтобы между осью симметрии звездочки и правой стенкой кожуха было 65±1 мм.
    Рис. 61. Малый колосовой шнек комбайна СК-5
  13. Установить на молотилку кожух 18 (см. рис. 59) колосового элеватора так, чтобы левый конец вала шнека вошел в подшипник, закрепленный в боковине нижней головки 3. Соединить крюк 1 с фланцем корпуса шнека и затянуть гайку. Прикрепить верхнюю головку элеватора к кожуху малого колосового шнека. Затянуть и застопорить гайку на конусной втулке подшипника большого колосового шнека, вставить болты, надеть крышку и затянуть гайки. Установить цепь 4 со скребками через верхнюю головку элеватора, одновременно опуская обе ветви цепи вниз, соединить концы специальным звеном и зашплинтовать. Закрыть крышки 2 и 20 и проверить плотность их прилегания к боковинам головок. Допустимый зазор не более 1 мм.
  14. Надеть и натянуть цепи привода большого и малого колосовых шнеков. Проверить легкость перемещения заслонки. Она должна плотно закрывать люк и свободно перемещаться от усилий руки.

Снять, разобрать, осмотреть и установить и а комбайн зерновой элеватор и шнек:

  1. Для снятия разборки, осмотра и установки на комбайн зернового элеватора 4 (см. рис. 56) и зернового шнека 16 необходимо выполнить все операции, кроме 10-й, и в такой же последовательности, как и при разборке, сборке и установке колосового элеватора и большого колосового шнека.
    Рис. 62. Зерновой шнек комбайна СК-5
  2. Зерновой шнек получает привод от шкива 2 (рис. 62), который установлен вместе с предохранительной муфтой на левом конце вала зернового шнека. Во время разборки шнек выводят из кожуха в правую сторону.
  3. При закреплении левого подшипника 9 на валу шнека 5 выдержать размер 21 ±3 мм от торца витка шнека до стенки кожуха 6. Предохранительную муфту установить и закрепить на валу клином так, чтобы от стенки кожуха до оси симметрии ручья шкива 2 было 92 ±2 мм.

Выполнить регулировки транспортирующих устройств:

  1. Отрегулировать предохранительные муфты большого колосового и зернового шнеков на передачу крутящего момента 8—14 кгс-м (78,45—137,29 H-м), а фрикционную муфту выгрузного шнека —на 10—12 кгс-м (98,07—117,68 H-м). Для этого затянуть гайки 6 на стягивающих болтах 5 (рис. 63) до полного сжатия пружин 7, затем отпустить каждую гайку на шесть оборотов и затянуть контргайки. Проверить степень затяжки пружин специальным тарировочным ключом и закрыть пружины защитным кожухом 1.
  2. Рис. 63. Предохранительная муфта зернового шнека комбайна СК-5
    Натянуть цепи колосового и зернового скребковых элеваторов комбайна СК-5, перемещая валик со звездочкой 17 (см. рис. 59) в верхней головке элеватора специальными натяжными болтами, соединяющими подвижную планку 19 с ушками крышки 20 верхней головки элеватора. Эту регулировку следует выполнять так, чтобы не допустить перекоса валика относительно кожуха 18 элеватора. Правильно натянутая цепь должна иметь легкое провисание, а скребки— слегка касаться днища элеватора и отклоняться от усилия руки на 30° в разные стороны от среднего положения.
    Приводные цепи 9 и 2 (см. рис. 56) малого колосового шнека 7 и распределительного шнека 3 натягивают смещением планки 9 (см. рис. 59) с натяжной звездочкой 10 так, чтобы они не провисали.
  3. Проверить и отрегулировать положение контактов электрических сигнализаторов предохранительных муфт зернового и большого колосового шнеков. Закрепить сигнализатор 11 (см. рис. 63) болтом 12 так, чтобы зазор между контактом 13 и ступицей 14 был 2±0,5 мм.
  4. Перевести рычаг механизма включения выгрузного шнека в= положение «выключено». Проверить зазор между торцами зубьев кулачковой муфты. Если он велик, необходимо изменить длину тяги механизма включения, установив зазор между торцами зубьев 5 мм. При переводе рычага в положение «включено» зубья должны зайти в полное зацепление.
  5. Натянуть цепь привода большого колосового шнека натяжной звездочкой так, чтобы ее большую ветвь можно было отвести усилием руки от линии движения на 40—70 мм.
    Проверить натяжение приводного ремня зернового шнека. Провисание его нижней ветви в средней части при усилии 4 кгс (39,2 Н) должно быть 28—32 мм.
  6. Отрегулировать специальным винтом положение сигнализа-торов заполнения бункера зерном так, чтобы конец рычага сигнализатора имел ход 5±0,5 мм.

Особенности устройства бункеров зерноуборочных комбайнов

  1. Все зерноуборочные комбайны имеют закрытые бункера с механизмами для равномерного заполнения и выгрузки зерна и оборудованы приспособлениями для подачи сигналов комбайнеру о загрузке бункера зерном.
    Вместимость бункера комбайна СКД-5 2,3 м1, комбайнов СК-5 и СК-6 — 3 м3.
  2. Комбайны СК-5 и СК-6 оборудованы вибраторами 2 (рис. 64) и колебательными площадками 3, которые включаются в работу за 20—30 с до окончания выгрузки зерна из бункера. Включение вибрационного механизма осуществляется от гидрораспределителя в тот момент, когда зерно из бункера начинает поступать в кузов автомобиля или тракторной тележки неполной струей.
    Этр приспособление позволяет выгрузить из бункера все зерно.
  3. На всех комбайнах для выгрузки зерна из бункера установлены горизонтальные и наклонные шнеки, соединенные универсальным шарниром с дополнительным витком. Выгрузные шнеки снабжены механизмом включения с кулачковой и предохранительной муфтами. Наклонный шнек установлен в специальной выгрузной трубе, которую можно переводить из рабочего положения в транспортное. Это достигается за счет того, что патрубок соединяется с наклонной частью при помощи петли, обеспечивающей поворот выгрузной трубы с установленным в ней шнеком в транспортное положение. Для этого необходимо отвести трубу назад и прикрепить к молотилке.
  4. В бункере комбайна СК-5 в левой и правой стенках имеются застекленные смотровые лючки, которые позволяют контролировать заполнение бункера зерном. В нижней части бункера установлен горизонтальный шнек 16 (см. рис. 64), который закрыт кожухом 14. К кожуху шарнирно прикреплены заслонки 15, обеспечивающие регулировку доступа зерна к шнеку в зависимости от вида и состояния убираемой культуры. Во время выгрузки зерна из бункера заднюю заслонку рекомендуется открывать на 30—40 мм больше, чем переднюю.

    В верхней части бункера установлен распределительный шнек 13, который получает привод от верхнего вала зернового элеватора 4. Над шнеком расположен люк с крышкой.

    Рис. 64. Бункер комбайна СК-5

    Горизонтальный шнек 16 получает движение от приводной звездочки 19 через кулачковую муфту 20. Звездочка 12 (рис. 65) вместе со ступицей свободно вращается на неподвижной цапфе 7 трубчатого вала шнека 19. На цапфе закреплена втулка 4, на которой на шпонке посажена подвижная кулачковая муфта 5 с храповыми зубцами. Муфту можно перемещать вдоль втулки и заводить ее в зацепление с зубцами диска 11 фрикционной предохранительной муфты. Для этого верхний 6 и нижний 3 разъемные хомуты соединены рычагом 18 с тягой 17 (см. рис. 64). Диск предохранительной муфты и фрикционные кольца 9 постоянно прижаты фланцем 10 к звездочке 12 и вращаются вместе с ней. Следовательно, после сцепления кулачковой муфты 5 с диском 11 приводится в действие втулка 4 и цапфа 7 с выгрузным шнеком 19. При перегрузке шнека пружины 13 на болтах сжимаются, диск 11 начинает пробуксовывать во фрикционных кольцах 9, шнек останавливается, а приводная звездочка продолжает вращаться. Перед началом работы предохранительную муфту регулируют на передачу крутящего момента 10—12кгс-м (98,07—117,68 Н).

    Рис. 65. Кулачковая и предохранительная муфты выгрузного устройства комбайна СК-5

  5. Бункер комбайна СК-6 разделен кабиной на две секций: правую 2 (см. рис. 58) и левую 7, которые связаны между собой горловиной. Горизонтальный шнек 16 выгружает зерно из секций бункера в левую сторону. Диаметр шнека в левой секции больше, чем в правой. Это позволяет равномерно освобождать секции бункера от зерна. Над шнеком в секциях бункера закреплены кожухи 13 и 15.

На верхней передней части бункера установлены сигнализаторы, которые включают контакторы при заполнении секций бункера зерном. Каждый сигнализатор представляет собой клапан, подвешенный на оси контактора.

Бункер комбайна СК-6 не имеет распределительного шнека. Зерно подается в секции бункера 2 и 7 непосредственно шнековыми элеваторами 1 и 6, которые сверху закрыты откидными колпаками 3.

Выгрузной шнек 8 с патрубком 11, кулачковая и предохранительная муфты имеют такое же устройство, как и у комбайна СК-5.

Добавить комментарий