Главная » Справочные материалы » Гидросистемы зерноуборочных комбайнов СКД-5, СК-5 и СК-6

Гидросистемы зерноуборочных комбайнов СКД-5, СК-5 и СК-6

Основная гидравлическая система комбайна СКД-5

Цель и содержание работы. Закрепить знания по устройству агрегатов основной гидросистемы. Найти на комбайне места крепления узлов основной гидросистемы и рассмотреть, как осуществляется гидравлическая связь между ними.

Освоить разборку, сборку и регулировку узлов маслобака, предохранительного клапана, крана управления вариатора ходовой, крана-распределителя, гидроцилиндра вариатора ходовой, гидроцилиндра подъема мотовила.

Оборудование рабочего места. Учебный комбайн СКД-5 с комплектной гидросистемой; ключи гаечные 8X10, 12X14, 17X 19, 22X Х24, 27X30, 32X36; специальный ключ для регулирования предохранительного клапана маслобака; отвертка А 250X1,4; вороток к домкрату (СМД 1-4921); бородки слесарные 3 и 6 мм; молоток слесарный 500 г; плоскогубцы комбинированные, линейка 300 мм; штангенциркуль ШЦ-П-0,1-200; тиски П-120; штырь деревянный диаметром 7,5 мм, длиной 100 мм для контроля совпадения отверстий корпуса и кранов золотников.

Последовательность выполнения работы. Повторить устройство основной гидросистемы, которая служит для подъема и опускания жатки и мотовила, изменения скорости вращения мотовила и скорости движения комбайна, а также предназначена для закрытия копнителя.

Найти на комбайне СКД-5 (рис. 73) места расположения гидроагрегатов основной гидросистемы. Рассмотреть проложенные маслопроводы и повторить принцип действия основной гидросистемы, который заключается в следующем.

Шестеренчатый насос 6 НШ-32Э всасывает масло из маслобака 11 и нагнетает его при неработающем предохранительном клапане 27 через золотник копнителя 30 в кран управления 22 вариатором ходовой. Этот кран соединен последовательно с краном-рас-пределителем 19.

Когда оба крана находятся в нейтральном положении, то перекрываются каналы в корпусах кранов, по которым масло подводится к гидроцилиндрам. При таком положении кранов масло выходит из крана-распределителя по маслопроводу 20 и проходит через фильтр 12 в маслобак 11.

Рис. 73. Тяги механизма управления копнителя

Поворотом рукоятки крана управления изменяют его положение в корпусе и тем самым направляют масло под давлением в верхнюю или нижнюю полость гидроцилиндра 25. Масло давит на поршень гидроцилиндра, который через шток опускает или поднимает вилку 26 блока шкивов вариатора, соответственно увеличивая или уменьшая скорость комбайна.

При подъеме и повороте рукоятки крана-распределителя 19 масло поступает в один из трех плунжерных цилиндров: гидроци-цилиндр 17 вариатора оборотов мотовила, цилиндры подъема мотовила 13 или плунжерные цилиндры подъема жатки 9.

Найти и рассмотреть на комбайне места установки плунжерных гидроцилиндров одностороннего действия и поршневого гидроцилиндра двустороннего действия вариатора ходовой. Повторить их устройство.

Гидроцилиндр вариатора ходовой части поршневой двустороннего действия (рис. 74) предназначен для подъема и опускания вилки блока шкивов вариатора.

Гидроцилиндр состоит из гильзы 8 с вваренной в нее глухой головкой 1 и штуцеров 7 и 10 с дроссельными отверстиями диаметром 2,5 мм. Передняя головка 11 ввернута в гильзу на резьбе и имеет шестигранник под ключ.

Чугунный поршень диаметром 40 мм имеет два уплотнительных резиновых кольца 4, установленных в проточках. Поршень закреплен на штоке 9 шплинтуемой гайкой 2. Выход штока из передней головки уплотнен двумя резиновыми кольцами 13 и грязесъемной манжетой 14. На внутренний конец штока навернута вилка 16, которая контрится гайкой 15.

Плунжерный гидроцилиндр подъема жатки (рис. 75) состоит из плунжера 6, задней глухой головки 1 с ввернутым в нее штуцером 3 и передней головки 7, соединенной с плунжером 6 резьбой. Пустотелый плунжер состоит из трубы 12, головки 11 и донышка 13, в паз которого вставлено упорное кольцо 4, ограничивающее выход плунжера. Уплотнения обеспечиваются резиновыми кольцами 8, 9 и грязесъемной манжетой 10.

Поворотом рукоятки крана управления изменяют его положение в корпусе и тем самым направляют масло под давлением в верхнюю или нижнюю полость гидроцилиндра 25. Масло давит на поршень гидроцилиндра, который через шток опускает или поднимает вилку 26 блока шкивов вариатора, соответственно увеличивая или уменьшая скорость комбайна.

Рис. 74. Гидроцилиндры вариатора ходовой части

При подъеме и повороте рукоятки крана-распределителя 19 масло поступает в один из трех плунжерных цилиндров: гидроци-цилиндр 17 вариатора оборотов мотовила, цилиндры подъема мотовила 13 или плунжерные цилиндры подъема жатки 9.

Найти и рассмотреть на комбайне места установки плунжерных гидроцилиндров одностороннего действия и поршневого гидроцилиндра двустороннего действия вариатора ходовой. >Повторить их устройство. Гидроцилиндр вариатора ходовой части поршневой двустороннего действия (рис. 74) предназначен для подъема и опускания вилки блока шкивов вариатора.

Гидроцилиндр состоит из гильзы 8 с вваренной в нее глухой головкой 1 и штуцеров 7 и 10 с дроссельными отверстиями диаметром 2,5 мм. Передняя головка 11 ввернута в гильзу на резьбе и имеет шестигранник под ключ.

Чугунный поршень диаметром 40 мм имеет два уплотнительных резиновых кольца 4, установленных в проточках. Поршень закреплен на штоке 9 шплинтуемой гайкой 2. Выход штока из передней головки уплотнен двумя резиновыми кольцами 13 и грязесъемной манжетой 14. На внутренний конец штока навернута вилка 16, которая контрится гайкой 15.

Плунжерный гидроцилиндр подъема жатки (рис. 75) состоит из плунжера 6, задней глухой головки 1 с ввернутым в нее штуцером 3 и передней головки 7, соединенной с плунжером 6 резьбой. Пустотелый плунжер состоит из трубы 12, головки 11 и донышка 13, в паз которого вставлено упорное кольцо 4, ограничивающее выход плунжера. Уплотнения обеспечиваются резиновыми кольцами 8, 9 и грязесъемной манжетой 10.

Рис. 75. Плунжерные гидроцилиндры

Значительно отличается по конструкции от остальных плунжерных гидроцилиндров цилиндр вариатора мотовила. Этот цилиндр встроен в вариатор. Наружная поверхность корпуса 17 (см. рис. 75) служит цапфой для неподвижного шкива-звездочки, а внутренняя расточка корпуса является направляющей для штока. Проворачивание штока в корпусе устраняется штифтом 18. Подвод масла производится через штуцер 20. Уплотнения цилиндра состоят из грязесъемной манжеты 15 и кольца 16.

Рис. 76. Плунжерные гидроцилиндры

Найти на комбайне место установки запорного вентиля 8 (см. рис. 73), который запирает масло в цилиндрах жатки при транс-нортных переездах и ремонтных работах под жаткой.

Разборка и сборка агрегатов основной гидросистемы

Разобрать маслобак:

  1. Отвернуть болты и снять крышку 2 бака вместе с резиновой прокладкой 1 (рис. 76).
  2. Вынуть стопорное кольцо 3, сливной стакан 24 вместе с фильтрующими элементами 25 и предохранительным клапаном 15.
  3. Снять предохранительный клапан, отвернув гайку 27. Замерить расстояние от торца клапана 15 до контргайки 16. При сборке следует сохранить этот размер, чтобы не нарушить установленного давления срабатывания клапана в 1,5 кгс/с.м2 (147,09-103 Н/м2).
    Рис. 77. Предохранительный клапан гидросистемы комбайна СКД-5
  4. Снять с трубки фильтра прокладку 23 и фильтрующие элементы 25.
  5. Вывернуть из корпуса клапана 15 контргайку 16 с гайкой 17. Вынуть пружину 18, крестовины 19 и 20, шарик 21 перепускного клапана.
  6. Снять прижимную планку, вынуть из бачка стакан 8 сапуна и разобрать его.

Проверить целостность прокладок и собрать маслобак в последовательности/ обратной разборке. Чтобы не повредить сетчатых элементов, не следует туго затягивать гайку 27.

Разобрать предохранительный клапан:

  1. Отсоединить клапан от трубопроводов и снять с комбайна.
  2. Замерить расстояние от торца винта 1 (рис. 77) до торца корпуса 3 и записать число.
  3. Ослабить контргайку 2 и вывернуть регулировочный винт 1 из корпуса клапана.
  4. Вынуть из корпуса направляющую 6, пружину 7, тарелочку 8 и шарик 9.

Проверить шарик на эллипсность, проверить целостность седла 10 и собрать клапан в последовательности, обратной разборке.

Чтобы сохранить прежнюю регулировку клапана на давление срабатывания в 50 кгс/см1 (5 МПа), надо ввернуть винт 1 так, чтобы длина выступающей его части осталась такой же, как и до разборки.

Разобрать кран управления вариатором ходовой:

  1. Отсоединить трубопроводы от штуцеров корпуса крана, а механизм переключения — от штока крана, предварительно вывернув болт 10 и сняв шплинт 5 (рис. 78). Снять кран управления с комбайна.
  2. Отвернуть болты 14 крепления крышек 3 и 10 (рис. 79) и снять их. Вынуть кран 9 из корпуса 7.

Рис. 78. Механизм управления распределителем вариатора скорости ходовой

Обратить внимание на то, что штуцера 5 и 8 (см. рис. 79) сообщаются с корпусом через дроссельные отверстия, для того чтобы обеспечить плавное изменение скорости комбайна.

Проверить, не повреждены ли уплотнительные кольца, не изношено ли отверстие в валике 4 под стопорный болт 10 (см. рис. 78), не прогнута ли стойка 7. Собрать кран управления в последовательности, обратной разборке, и установить его на комбайн.

Разобрать кран-распределитель:

  1. Отсоединить трубопроводы от штуцеров крана-распределителя. Вывернуть болт 15 (рис. 80), выбить штифт 19, отвернуть три гайки 21 и снять распределитель с площадки водителя.
    Рис. 79. Кран управления вариатора скорости ходовой
  2. Снять верхнюю 1 и нижнюю 9 крышки корпуса 5 распределителя, отвернув болты 10, и вынуть кран 6. Вынуть резиновые кольца 3, 4 и 8 из крышек корпуса (рис. 81).
  3. Вывернуть штуцера 11, 12, 13 и 14 из корпуса. Обратить внимание на то обстоятельство, что штуцера 12 и 14 сообщаются с корпусом через дроссельные отверстия диаметром 2,5 мм.

Разобрать механизм управления краном-распределителем:

  1. Вынуть шплинты из осей 8 и 11 (см. рис. 80). Выбить оси крепления рукоятки 9 на валике 13 и на планке 2. Отсоединить рукоятку 9 от валика 13.
  2. Вывернуть винт и снять фланец 7 с валика 13. Разъединить обойму 6 с фланцем, вынуть пружину 5 с шариком 4 из отверстия фланца.

Собрать кран-распределитель вместе с механизмом переключения в обратном порядке и установить на комбайн.

Разобрать плунжерный гидроцилиндр подъема мотовила:

  1. Закрепить цилиндр головкой 7 (см. рис. 75) в тисках и отвернуть головку воротком. Вынуть из головки грязесъемную манжету 10 и резиновые кольца 8 и 9 (см. рис. 75).
  2. Вынуть из трубы 5 плунжер 6 и снять с него упорное кольцо 4.
  3. Вывернуть штуцер 3 из крышки 1 гидроцилиндра. Собрать гидроцилиндр в последовательности, обратной разборке.

Рис. 80. Механизм переключения крана-распределителя

Разобрать поршневой гидроцилиндр вариатора ходовой части:

  1. Отсоединить шланги от штуцеров цилиндра, а вилку штока — от рычага блока шкивов. Снять гидроцилиндр с комбайна, придерживая блок шкивов монтировкой.
  2. Закрепить гидроцилиндр в тисках и вывернуть переднюю головку 11. Вытащить шток 9 с поршнем 6 (см. рис. 74).
  3. Расшплинтовать гайку поршня и снять ее со штока 9.
  4. Отпустить гайку 15 и свинтить со штока вилку 16.

Собрать гидроцилиндр в последовательности, обратной разборке, и установить его на комбайн.

Рис. 81. Кран-распределитель

Проверка и регулировка узлов основной гидросистемы

Проверить правильность установки относительно корпуса крана управления вариатором ходовой:

  1. Отсоединить нагнетательный трубопровод от штуцера 13 (см. рис. 79).
  2. Проверить совпадение овального паза крана с отверстием корпуса визуально или с помощью деревянного штыря диаметром 7.5 мм.
  3. Если отверстие корпуса не совпадает с овальным пазом крана, то следует проверить посадку стопорного болта 10 (см. рис. 78) или отрихтовать стойку 7.

При работе следует помнить, что масло поступает в гидроцилиндр вариатора ходовой только при крайних положениях рукоятки механизма переключения. Задержка рукоятки в промежуточных г положениях приводит к перепуску масла через предохранительный клапан, что вызывает перегрузку, насоса и нагрев масла.

Проверить установку крана-распределителя:

  1. Установить рукоятку крана в среднее положение.
  2. Вывернуть средний штуцер 13 к цилиндрам жатки (см. рис. 81).
  3. Вращая муфту 18, установить кран так, чтобы деревянный щуп диаметром 7.5 мм проходил через продолговатое отверстие в продольный паз крана (см. рис. 80).
  4. Подобрать такое количество регулировочных прокладок, чтобы расстояние от площадки до нижнего фланца было равно 50,5 ± 0,1 мм.
  5. Определить совпадающие на фланцах отверстия и установить в них болт 15 (см. рис. 80) с регулировочными прокладками 17, гайкой и пружинной шайбой. В случае потери болтов быстро установить кран в поле можно по заводским меткам на муфтах 16 и 18.

Исправность плунжерных гидроцилиндров жатки, вентиля и крана-распределителя на работающем комбайне проверяют таким образом:

  1. Запускают двигатель и несколько раз поднимают и опускают жатку.
  2. Поднимают жатку в крайнее верхнее положение и ставят рукоятку управления краном-распределителем в нейтральное положение.
  3. Замеряют расстояние от торца передней головки цилиндров жатки до торца плунжера.
  4. Повторяют этот замер после 30 мин езды комбайна с поднятой жаткой. Проседание плунжеров более чем на 50 мм указывает на наличие недопустимо больших зазоров в кране-распределителе и на негерметичность уплотнений в цилиндрах и в запорном вентиле.

Герметичность запорного вентиля проверяют таким способом:

  1. Поднимают жатку в самое верхнее положение.
  2. Завинчивают шпиндель запорного вентиля до отказа.
  3. Замеряют расстояние от торца передней головки до торца плунжера цилиндра.
  4. Отсоединяют от вентиля маслопровод, идущий к крану-распределителю.
  5. Проверяют наличие утечек через средний штуцер вентиля.

Если имеются утечки масла, то вентиль заменяют. При отсутствии утечек необходимо проверить уплотнения гидроцилиндров жатки. Для проверки необходимо:

  1. Поднять жатку и закрыть запорный вентиль с присоединенными к нему маслопроводами.
  2. После 30 мин езды комбайна замерить расстояние от торца передней головки цилиндров до торца плунжеров.

Если усадка превышает 5—6 мм, то необходимо заменить уплотнения цилиндра. Если запорный вентиль и цилиндры герметичны, а усадка превышает 45 мм, то необходимо заменить кран-распределитель.

Проверить давление срабатывания предохранительного клапана. В полевых условиях давление срабатывания клапана может быть установлено по времени поднятия жатки из крайнего нижнего положения в самое верхнее. Если жатка, не касающаяся башмаками почвы, поднимается в верхнее положение более чем за 5 с, то нужно увеличить сжатие пружины клапана, отпустив контргайку 2 и вращая винт 1 по часовой стрелке па один-два оборота (см. рис. 77). Затем следует опустить жатку и снова поднять ее, замечая время подъема, например, по центральной секундной стрелке наручных часов или секундомеру. Так повторяют опыт несколько раз, пока время подъема жатки не станет равным 4—5 с. Установленное давление не должно значительно увеличивать скорость подъема мотовила, иначе его трудно будет устанавливать в промежуточные положения.

Более точно давление срабатывания клапана можно установить с помощью приборов прямо на комбайне. Оно должно быть равно 50 кгс/сма (5 МПа).

Отрегулировать ход штока гидродилиндра вариатора ходовой. Для устранения перенатяжения ремней вариатора ходовой части и регулирования их перемещения по шкивам ход штока гидроцилиндра ограничивается упорами. Положение упоров регулируется следующим образом:

  • Отпустить болты крепления хомутов на направляющей.
  • Запустить двигатель. С помощью распределителя вариатора скорости установить блок шкивов в крайнее верхнее положение. При этом верхний ремень должен дойти до внешнего диаметра шкива, а нижний — коснуться внутреннего диаметра шкива своей нижней кромкой.
  • Заглушить двигатель. Подвести нижний хомутик до упора в ограничитель и слегка затянуть болт.
  • Запустить двигатель и перевести блок шкивов в нижнее положение.
  • Заглушить двигатель, установить верхний хомутик и затянуть его болт.
  • Запустить двигатель и установить блок шкивов в среднее положение.
  • Заглушить двигатель и сдвинуть верхний хомутик вниз, а нижний—вверх на 1 —1,5 мм. Затянуть до отказа болты хомутов.

Добавить комментарий