Гидравлические системы рулевого управления и копнителя комбайнов СК-5 И СК-6

Цель и содержание работы. Закрепить знания по общему устройству агрегатов гидросистем, полученные на теоретических занятиях. Рассмотреть монтажную схему гидравлических систем рулевого управления и копнителя. Снять с комбайнов и разобрать на детали следующие узлы: гидронасос НШ-10Е, предохранительный клапан, планетарный насос-дозатор, распределитель системы рулевого управления, гидроцилиндр управляемых колес. Изучить устройство агрегатов, собрать, отрегулировать и установить указанные узлы на комбайны.

Оборудование рабочего места. Учебный комбайн СК-5 или СК-6 с комплектными гидросистемами гидрообъемного рулевого управления и копнителя; плоскогубцы комбинированные 200 мм; отвертка А250Х1,0; молоток слесарный 500 г; ключи гаечные 12X14, 14Х X 17, 17X22, 22X24, 22X27, 30X32.

Последовательность выполнения работы. Рассмотреть монтажные схемы гидросистем и найти места установки гидроагрегатов на 160 комбайнах. Отметить, что гидросистемы рулевого управления обоих комбайнов подобны и состоят из маслобака 6 (см. рис. 86), насоса НШ-10Е, предохранительного клапана 9, гидроцилиндра управляемых колес 12, распределителя гидрообъемного рулевого управления 14 и насоса-дозатора 15.

Гидрообъемное рулевое управление упрощает уход за механизмами, повышает их долговечность и делает компоновку гидроагрегатов более удобной. Снижается утомляемость комбайнера, так как усилие на рулевом колесе не превышает 3 кгс (29,4 Н). Уменьшается также люфт рулевого колеса с 25—28 (при механическом рулевом управлении) до 4—6° — при гидрообъемном.

Гидросистема копнителя облегчает труд комбайнера, так как автоматизирует закрытие днища разгруженного копнителя.

Найти на комбайне и рассмотреть принцип действия золотника копнителя 10 и гидроцилиндров 11. Рассматривая размещение гидроагрегатов на крыше молотилки, отметить, что шестеренчатый насос НШ-10Е подает масло под давлением через предохранительный клапан в гидросистему рулевого управления и автоматического регулятора загрузки молотилки. Этот насос на комбайнах СК-5 и СКД-5 крепится к картеру распределительных шестерен двигателя, а на комбайне «Колос» он находится на отдельном корпусе привода.

Гидроавтоматическая система копнителя запитывается от насоса НШ-32У. Обе эти гидросистемы имеют отдельные, но одинаковые по устройству предохранительные клапаны.

Разборка, сборка и регулировка агрегатов вспомогательных гидросистем

Разобрать насос НШ-10Е:

  1. Вывернуть винты крепления крышки, снять крышку 4, стопорное / и опорное 2 кольца, вы-прессовать манжету 3 (рис. 93).
  2. Снять пластину 5.
  3. Вытащить ведущий вал с втулками 9.
  4. Вынуть ведомый вал с втулками 11.

Перед тем как собрать и установить насос НШ-10Е на ком-байн, обратить внимание на отличие его от насоса НШ-10Д комбайна «Сибиряк».

Новый насос по конструкции отличается от насоса НШ-10Д тем, что у него крышка центрируется относительно корпуса штифтами 7 и 15 (см. рис. 93).

Передние и задние втулки сделаны цельными, спаренными и имеют выточки, в которых установлены манжеты 8 и 12. Манжеты рабочими кромками обращены к шестерням.

Утечки из полости манжеты 3 отводятся в канал низкого давления через отверстия в пластине 5.

Поджатие втулок к шестерням производится давлением масла, которое подводится через лыску на втулках во внутренние полости манжет 8 и 12.

Рис. 93. Шестеренчатый насос НШ-10Е

Насосы соединены с предохранительными клапанами резиновыми шлангами высокого давления для того, чтобы вибрации двигателя не передавались на трубки и не возникали бы в них усталостные трещины излома.

Разобрать предохранительный клапан:

  1. Снять предохранительные клапаны с кронштейнов крепления их на крыше молотилки.
    Рис. 94. Двухступенчатый предохранительный клапан
    Обратить внимание на то, что на комбайне «Нива» со стороны, противоположной крышке клапанов, ставятся тройники нагнетательной магистрали, а боковые тройники соединяются со сливной магистралью. На комбайне «Колос» предохранительный клапан основной гидросистемы крепится на специальной плите, внутренний канал которой соединяет вместе нагнетательное отверстие насоса НШ-32У и такое же отверстие клапана и трубопроводы.
  2. Замерить расстояние от торца шпинделя 7 (рис. 94) до крышки 5.
    Рис. 95. Двухступенчатый предохранительный клапан
    Этот размер поможет сохранить прежнюю регулировку клапана.
  3. Снять шланги с тройников клапана.
  4. Снять пломбу .со шпинделя 7 клапана, вывернуть четыре болта 4 и снять крышку 5. Вынуть пружину 2 и поршень 1.
  5. Вывернуть шпиндель 7, вынуть шарик 8, направляющие пружины 9 и пружину 10.

Рассмотреть, как проходит масло через сверления в корпусе 11 предохранительного клапана. Вспомнить принцип действия клапана и объяснить его, пользуясь рис. 95.

Собрать клапан в последовательности, обратной разборке, установив прежний размер между торцом шпинделя и крышкой. При сборке следует обращать внимание на размерные группы поршня и корпуса. Поршень должен опускаться в отверстие корпуса под собственной массой. Зазор между поршнем и корпусом 0,006— 0,018 мм. Посадку шарика 8 в гнездо шпинделя 7 производят с образованием пояска шириной 0,3 мм. Клапан регулируют на давление открытия 63+4/2 кгс/см2 (6,3 МПа).

Следует иметь в виду, что поршни предохранительных клапанов и переливной секции одинаковы.

Снять насос-дозатор с комбайна:

  1. Снять кнопку 1 звукового сигнала, отвернуть гайку 3 и снять рулевое колесо 2 (рис. 96).
  2. Отсоединить стремянку 6 от кронштейна, ослабить хомут 11 и поднять вверх трубу 10, чтобы показался штифт 9.
  3. Расшплинтовать и выбить штифт 9. Поднять вверх вал 4 рулевого колеса и снять муфту 7 со шлицев вала 8 насоса-дозатора.
  4. Отсоединить от насоса-дозатора трубопроводы, отвернуть четыре болта крепления насоса-дозатора к крышке 12 и снять его с комбайна.

Рис. 96. Установка насоса-дозатора на комбайнах «Нива» и «Колос»

Разобрать насос-дозатор:

  1. Вывернуть семь болтов 6 крепления крышки 5 корпуса насоса, снять ее и промежуточное кольцо 10 корпуса (рис. 97).
    Рис. 97. Насос-дозатор
  2. Снять с крышки 5 и кольца 10 резиновые уплотнительные кольца, а с сателлита 7 — обойму роликов 9 и ролики 8.
  3. Выпрессовать в сторону крышки 5 ведущий вал 16. Снять с плавающего валика 14 сателлит 7, диск 11, распределительную втулку 12.
  4. Отсоединить ведущий вал 16 от плавающего валика 14, сняв штифты 15.
  5. Проверить сохранность уплотнительных колец 2. Вывернуть для этого штуцера 3 из корпуса 1 насоса.

Пользуясь схемой (рис. 98) и рассматривая насос-дозатор в разобранном виде, повторить принцип его действия.

Независимо от работы шестеренчатого насоса НШ-10Е насос-дозатор обеспечивает прямопропорциональную зависимость между объемом масла, подаваемого им в гидроцилиндр управляемых колес, и углом поворота рулевого колеса.

При вращении против часовой стрелки рулевого колеса (и связанного с ним ведущего вала насоса-дозатора, плавающего валика и сателлита) зубья сателлита перекатываются по роликам, входят и выходят из рабочих полостей, образованных сателлитом и обоймой роликов, изменяя их объем. Например, в положениях I, II, III (см. рис. 98) уменьшаются объемы рабочих полостей 2, 3 и 4, а затем 5, 6 и 7; /, 2 и 3.

Рис. 98. Схема работы насоса-дозатора

Масло, вытесняемое роликами из рабочих полостей, проходит через отверстия диска 11 (см. рис. 97) и наклонный канал в корпусе 1 насоса в осевой канал распределительной втулки 12.

С осевыми каналами втулки 12 связана полость в корпусе насоса, в которую ввернут один из штуцеров 3.

При вращении рулевого колеса, а значит и сателлита, по часовой стрелке масло из рабочих полостей начинает вытесняться в радиальные каналы втулки 12 и проходит в полость корпуса /, которая связана с другим штуцером 3.

Таким образом, в зависимости от направления вращения рулевого колеса масло то нагнетается через один из штуцеров, то всасывается через этот же штуцер из распределителя рулевого управления.

Собрать насос и установить на комбайн в последовательности, обратной разборке. Приступить к разборке распределителя гидрообъемного рулевого управления.

Разобрать распределитель гидрообъемного рулевого управления:

  1. Отвернуть два болта 1 (рис. 99) и снять левую крышку 2. Вывернуть из нее штуцер и снять уплотнительное кольцо 21.
  2. Вытащить из корпуса 8 золотник 9. Снять стопорное кольцо 20, шайбу 19, пружину 3 и кольцо 18.
  3. Отвернуть два болта 11 и снять правую крышку 10. Вывернуть из крышки штуцер 12 и снять уплотнительные кольца.
  4. Вывернуть из корпуса 8 штуцера 7, 13, 15. Сиять с них уплотнительные кольца.
    Рис. 99. Распределитель объемного рулевого управления комбайнов «Нива» и «Колос»
  5. Отвернуть пробку 5 со штифтом и вынуть шарик 4 обратного клапана.

Обратить внимание на то, что шарик удерживается от выпадения из гнезда именно штифтом пробки.

Собрать распределитель в обратном порядке.

Подбор золотника к корпусу производится по размерным группам, иногда производят притирку золотника. Зазор в этом сопряжении должен быть 0,006—0,018 мм. Золотник должен перемещаться в корпусе под действием собственной массы или при легком нажиме руки. Амплитуда колебания золотника 4 мм.

При постановке распределителя на комбайн обратить внимание на то, что крышки распределителя соединяются с трубопроводами от насоса-дозатора. Центральный штуцер 15 соединяется с трубопроводом нагнетания от насоса НШ-10Е, а штуцер 7 на противоположной стороне корпуса —с маслобаком. Штуцера 13 соединены трубками с гидроцилиндром управляемых колес.

Конструктивные отличия гидроавтоматических систем копнителя комбайнов СК-5 и СК-6

Гидрофицированные системы копнителя 44-8Б ставятся на комбайны СКД-5 с 1971 г. Такими же копнителями снабжены и комбайны СК-5 (54-8Б) и СК-6 (65-8Б). Разница в конструкции моделей 54-8Б и 65-8Б очень незначительная. Например, в гидроцилиндрах копнителя комбайна СК-5 установлены штуцера с резьбой М16Х 1,5 (вместо М22Х1,5), как в соответствующем штуцере распределителя, потому что вместо трубопроводов с внутренним диаметром 10 мм и шлангов с внутренним диаметром 12 мм, как на комбайне СКД-5, использованы трубопроводы с внутренним диаметром 6 мм и шланги с внутренним диаметром 6 мм.

Размещение трубопроводов на копнителе комбайна СК-6 такое же, как и на комбайне СК-5, только поперечные трубки имеют большую длину из-за более широкой молотилки.

На СК-5 блокирующая тяга соединена с рычагом педали, а на СК-6 эта тяга присоединена к промежуточному рычагу вала сбрасывания копны. В остальном конструкция гидроавтоматической системы закрытия копнителя на обоих комбайнах идентична с конструкцией узлов на комбайне СКД-5.

Добавить комментарий