Главная » Справочные материалы » Технология диагностирования и технического обслуживания машин

Технология диагностирования и технического обслуживания машин

Основы и система технического обслуживания и ремонта машин

Общие положения. Работоспособность сельскохозяйственных машин определяется рациональной эксплуатацией, которая включает их использование по назначению и совокупность работ по техническому обслуживанию, ремонту, хранению и транспортированию.

Нормативные положения изложены в Комплексной системе технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве. Ремонтно-обслуживающие воздействия согласно этой системе предусматривают техническое обслуживание (ТО) и ррморт» проведение котярах позволяет получить : необходимое техническое состояние и работоспособность машины в течение всего периода эксплуатации.

Техническое обслуживание — комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности машины при использовании по назначению, хранении и транспортировании. Оно включает очистку, контрольно-диагностические, регулировочные, смазочные, заправочные, крепежные и обкаточные работы, консервацию, устранение мелких неисправностей.

Ремонт — комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности машины и восстановлению ее ресурса или составных частей.

Хранение — комплекс организационных и технологических мероприятий, обеспечивающих защиту от коррозии, старения и разукомплектования.

Транспортирование — время перемещения без использования по назначению.

Виды и периодичность технического обслуживания машин. При использовании машин предусматривают следующие виды технического обслуживания: ежесменное (ЕЮ), плановые (ТО-1, ТО-2, ТО-3), сезонные (табл. 1).

Ежесменное техническое обслуживание проводят через 8 ,10 ч работы трактора или машины.

Сезонное техническое обслуживание тракторов и автомобилей выполняют 2 раза в год: перед началом весенне-летнего и осенне-зимнего периодов эксплуатации.

Таблица №1. Периодичность плановых ТО

Наименование машин,ед. измерения Периодичность обслуживания
ТО-1 ТО-2 ТО-3
Тракторы и самоходные шасси, мото-ч 60 (125)* 240 (500)* 960 (1000)*
Самоходные комбайны и машины, мото-ч 60 240
Несамоходные комбайны и машины, ч работы 60
Автомобили**, км пробега:
легковые
3000 12 000
автобусы 2800 11 200
грузовые 2500 10 000

* Цифры в скобках — для тракторов, решение о постановке на производство которых принято после 1 января 1982 г.
** Периодичность дана для третьей категории дорожных условий.

Периодичность технического обслуживания тракторов допускается определять по количеству израсходованного топлива или в условных эталонных гектарах (у. з. га), комбайнов и сельскохозяйственных машин — в физических гектарах (физ. га). Коэффициенты перевода единиц наработки приведены в приложениях 1 и 2.

Периодичность технического обслуживания автомобилей в таблице 1 дана для третьей категории дорожных условий эксплуатации. Характеристики других дорожных условий приведены в приложении 3. Нормативы периодичности для них корректируют с помощью поправочных коэффициентов (приложение 4).

Техническое обслуживание тракторов при использовании. Оно складывается из следующих процессов. Ежесменное техническое обслуживание. НТО заключается в наружном осмотре, очистке и проверке утечек топлива и масла, уровня масла в картере двигателя и охлаждающей жидкости в радиаторе; работы контрольных приборов; приборов освещения; сигнализации; тормозов, а также опробовании трактора на ходу.

Первое техническое обслуживание. ТО-1 включает в себя операции ЕТО и дополнительно: контроль воздухоочистителя и аккумуляторной батареи; слив отстоя из фильтров грубой очистки топлива и масла; проверку уровня масла во всех емкостях и смазывание точек в соответствии с картой смазки.

Второе техническое обслуживание. ТО-2 содержит операции ТО-1 и дополнительно: осмотр и проверку клапанного механизма двигателя, сцепления, механизма управления поворотом, тормозной системы и ходовой части; замену масла з емкостях согласно периодичности; промывку смазочной системы двигателя; проверку крепления составных частей трактора и двигателя.

Третье техническое обслуживание. ТО-3 включает в себя ресурсное диагностирование, позволяющее определить потребность в ремонте или обслуживании составных частей трактора. При ТО-3 проводят операции ТО-2 и дополнительно проверяют и регулируют основные системы двигателя (питания, смазочную, зажигания и т. д.), агрегаты трансмиссии и ходовой части, гидросистему, пневмосистему, электрооборудование https://a-contract.ru. Проверяют в движении работоспособность всех механизмов трактора.

Сезонное техническое обслуживание. Оно содержит следующие операции: замену охлаждающей жидкости, сортов масел, подключение (или отключение) обогревателя и радиатора смазочной системы, доведения плотности электролита до сезонной нормы, установку (или снятие) утеплительных чехлов.

Техническое обслуживание тракторов в особых условиях эксплуатации. Это обслуживание предназначено для подготовки трактора к работе в условиях пустынных и песчаных почв, низких и повышенных температур, каменистых и болотистых почв, высокогорья.

Техническое обслуживание комбайнов и самоходных машин при использовании. Оно подразделяется на следующие виды. Ежесменное техническое обслуживание. ЕТО заключается в наружном осмотре, очистке воздухоочистителя и проверке утечек масла и воды; дозаправки машины топливом, маслом и водой, опробовании на ходу.

Первое техническое обслуживание. ТО-1 включает в себя операции ЕТО и дополнительно: обслуживание системы очистки топлива и масла двигателя, клапанного механизма, рабочих органов машины (режущий и молотильный аппараты, транспортирующие устройства и т. д.); проверку и регулировку цепных и ременных передач, предохранительных муфт, сцепления, рулевого управления и тормозов.

Второе техническое обслуживание. ТО-2 содержит операции ТО-1 и дополнительно: проверку работоспособности двигателя диагностированием; обслуживание систем питания, смазочной, тормозной, электрооборудования и гидросистемы.

Техническое обслуживание автомобилей. Этот вид обслуживания включает в себя процессы, подобные одноименным для тракторов.

Ежесменное техническое обслуживание. ЕТО содержит операции, аналогичные проводимым при ЕТО тракторов.

Первое техническое обслуживание. ТО-1 включает в себя операции ЕТО и дополнительно: обслуживание систем питания и зажигания; замену масла в двигателе; проверку уровня масла во всех емкостях и при необходимости долив; обслуживание аккумуляторной батареи, фильтров очистки топлива и масла; смазывание точек в соответствии с картой смазки.

Второе техническое обслуживание. ТО-2 содержит операции ТО-1 и дополнительно: проверку работоспособности двигателя и других составных частей автомобиля с помощью диагностирования; контроль и обслуживание приборов электрооборудования, освещения и сигнализации; проверку рулевого управления, тормозов и ходовой части.

Сезонное техническое обслуживание. Сюда входят операции, аналогичные проводимым для тракторов.

Техническое обслуживание тракторов и сельскохозяйственных машин при хранении. В системе технического обслуживания и ремонта машин предусмотрены следующие виды. Обслуживание при подготовке к длительному хранению. Его проводят не позднее чем через 10 дней с момента окончания использования машины.

При подготовке к хранению машину очищают, доставляют на место хранения, снимают составные части, подлежащие хранению на складах. Затем герметизируют полости и отверстия от проникновения влаги, пыли, консервируют поверхности рабочих органов, восстанавливают нарушенное лакокрасочное покрытие, устанавливают машину на подставки (подкладки).

Обслуживание в процессе длительного хранения. Его проводят раз в месяц при хранении на открытых площадках и под навесом и один раз в два месяца при хранении в закрытых помещениях.

В процессе хранения проверяют правильность установки машины на подставках, комплектность, надежность герметизации, состояние антикоррозионных покрытий.

Обслуживание при снятии с длительного хранения. Его проводят за 15 дней до начала использования.

При снятии с длительного хранения машину снимают с подставок, очищают, расконсервируют ранее снятые составные части и устанавливают их на машину, смывают антикоррозионные покрытия с рабочих органов. При обнаружении коррозии ее удаляют и подкрашивают поврежденные места. Проверяют работу машины на ходу и выполняют необходимые регулировки.

Виды и периодичность ремонта машины. Работоспособность машин восстанавливают в процессе текущего или капитального ремонта. Текущий ремонт (ТР). Обычно текущий ремонт выполняют во время эксплуатации машины для восстановления ее работоспособности. Он заключается в замене или восстановлении отдельных неисправных составных частей. При этом неисправные составные части могут быть заменены отремонтированными или новыми, если другие основные части сохраняют еще значительный остаточный ресурс.

Текущий ремонт тракторов может быть плановым, который проводят через 1700…2100 мото-ч наработки по результатам предварительного ресурсного диагностирования, и неплановым о целью устранения последствий отказов или предупредительных работ, необходимость в которых устанавливают при использовании трактора.

Текущий ремонт комбайнов проводят после окончания сезона уборки по результатам технического диагностирования; неплановый ремонт выполняют для устранения последствий отказов или предупредительных работ.

Текущий ремонт сельскохозяйственных машин состоит из планового и непланового ремонта, который выполняют после сезона полевых работ.

Текущий ремонт автомобилей не регламентируется по периодичности, и его проводят для обеспечения и восстановления работоспособности (по потребности или с профилактической целью).

Капитальный ремонт (КР). Этот вид ремонта предназначен для восстановления исправности и полного или близкого к полному ресурса машины путем замены или восстановления любых составных частей, в том числе и базовых. Различают капитальный ремонт машины и капитальный ремонт составных частей.

Капитальный ремонт включает очистку, разборку, дефектацию, замену, ремонт или восстановление деталей, сборку, регулировку, обкатку, окраску и испытание. Уровень восстановления ресурса должен составлять не менее 80% от показателей новых машин.

Периодичность проведения капитального ремонта тракторов, комбайнов и грузовых автомобилей приведена в приложениях 5, 6 и 7.

Необходимость в капитальном ремонте определяют на основании ресурсного диагностирования.

Структура ремонтного цикла для машин, используемых в сельском хозяйстве, показана на рисунке 1.

Организация работ и средства технического обслуживания машинно-тракторного парка зависят от вида и места проведения ТО. Организация технического обслуживания машин. Операции ТО выполняет специализированный персонал.

Тракторист-машинист (механизатор) проводит ежесменное техническое обслуживание машины и устраняет простые неисправности.

Мастер-наладчик и механизатор выполняют ТО-1, ТО-2 и сезонное обслуживание.

Мастер-наладчик и слесарь проводят ежедневное обслуживание зерноуборочных комбайнов и сложных машин, особенно при их групповом использовании.

Мастер-наладчик и мастер-диагност с механизатором проводят ТО-3 тракторов.

Неисправности, обнаруженные при номерных технических об-служиваниях, мастер-наладчик устраняет в том случае, если продолжительность ремонтных работ составляет не более 2 ч. Сложные дефекты устраняют слесари по ремонту с участием механизатора.

Рис. 1. Структура ремонтно-обслуживающих воздействий

Рабочие машинных дворов с привлечением механизаторов выполняют техническое обслуживание при хранении машин.

В зависимости от сложности технического обслуживания его проводят на одном из следующих уровней:

  • первый уровень — место работы машины (чаще полевые условия);
  • второй уровень — бригады, отделения хозяйств или механизированные отряды;
  • третий уровень — центральные ремонтные мастерские (ЦРМ) хозяйств;
  • четвертый уровень — ремонтно-технические предприятия (РТП) районных или межхозяйственных объединений.

На первом уровне проводят ЕТО или ТО-1, на втором — ТО-1, ТО-2 и сезонное обслуживание, на третьем — ТО-3, на четвертом — ТО-2 (частично — 30…50%) и ТО-3 энергонасыщенных тракторов типа «Кировец», Т-150 и М’ГЗ-80.

Техническое обслуживание на первом уровне выполняют использованием передвижных средств* на остальных — стацио нарных средств, которыми оснащены пункты и станции технического обслуживания.

Передвижные средства технического обслуживания. Они включают агрегаты технического обслуживания, передвижные диагностические установки и передвижные ремонтные мастерские.

Агрегаты технического обслуживания (АТО) предназначены для проведения в полевых условиях: наружной очистки машин; заправки смазочными материалами и охлаждающей жидкостью; подкачки шин колес и продувки воздухом сердцевин радиаторов; смазки подшипников консистентной смазкой; проверки и регулировки отдельных механизмов машин и устранения мелких неисправностей.

Для сельского хозяйства выпускают агрегаты АТО-9966Г на шасси автомобиля ГАЗ-66-01, АТО-9966Е на шасси ГАЭ-53-12-01, АТО-4822 на шасси Г’АЗ-52-01, АТО-9993 на самоходном шасси Т-16М и АТО-1500Г на шасси прицепа 2ПТС-4М.

Передвижная диагностическая установка на базе шасси автомобиля УАЗ-422Д оснащена комплектом КИ-13905М, который предназначен для диагностирования тракторов при ТО-3 и зерноуборочных комбайнов после сезона работы. Число обслуживаемых тракторов 180, зерноуборочных комбайнов — 40, обслуживающий персонал — 2 человека. Аналогичный комплект КИ-13925 размещен в фургоне автомобиля «Москвич» ИЖ-2142.

Передвижные мастерские предназначены для устранения неисправностей тракторов и сельскохозяйственных машин в полевых условиях. Они оснащены диагностическим оборудованием для контроля некоторых агрегатов систем питания, смазочной и электрооборудования и техническим оборудованием для выполнения сверлильных, заточных, жестяницких, паяльных и электрогазо-сварочных работ.

Промышленность выпускает передвижные ремонтные мастерские МПР-3901, МПР-9924 и МПР-817М. Два мастера-наладчика обслуживают до 100 тракторов.

Стационарные средства технического обслуживания. Их выпускают специальными комплектами, рассчитанными на работу в условиях различных уровней.

Комплекты оборудования: КСТО-1 предназначен для ТО в условиях второго уровня, КСТО-2 — третьего уровня и .КСТО-3 — четвертого уровня (табл. 2).

Диагностические электронные установки КИ-13940 и КИ-13950 предназначены для диагностирования тракторов всех марок на станциях технического обслуживания. Установки позволяют определить техническое состояние агрегатов трактора, автоматически обработать результаты измерения, зарегистрировать их, сравнить с допускаемыми значениями и распечатать результаты или вывести их на дисплей. Полное диагностирование тракторов «Кировец»

Таблица №2. Состав комплектов стационарных средств технического обслуживания (КСТО)

Наименование Марка оборудования Число в комплекте
КСТО-1 KCTO-2 KCTO-3
Топливозаправочная уста
новка или колонка
03-9936
КЭР-40-1,0
1 1 1
Моечная машина 03-1769
ОМ-ЗЗбО
ОМ-5285
ОМ-5359
1 1 1
Установка для смазывания
и заправки
0З-9902
0З-4967
1 1 1*
Установка для промывки сма
зочной системы
ОМ-2871 1 1 1
Комплект оснастки мастера-
наладчика
ОРГ-4999 ОРГ-4999Л 1 1 1*
Компрессор М-155М-2 1
Комплект диагностических
средств
КИ-13919А КИ-13910 1
Комплект контрольно-изме
рительных приборов
КИ-13920 1
Стенд для диагностирования
колесных тракторов
КИ-8948
Диагностический комплект КИ-13920
Стенд для диагностирования
автомобилей
КИ-8930
КИ-8960
КИ-8935

* Количество зависит от числа обслуживаемых машин.

Оборудование для технического обслуживания машин при хранении. В основном это установки для нанесения всевозможных антикоррозионных материалов (смазок).

Установка 03-9995 предназначена для очистки поверхностей и нанесения антикоррозионных покрытий. Ее агрегаты смонтированы на четырехколесной тележке и включают в себя баки для промывочной жидкости, лакокрасочного и коисервационного материалов, компрессор с электроприводом, электрический шкаф и щит управления.

Установка 03-4899 предназначена для нанесения на поверхности деталей машин пластических антикоррозионных покрытий.

Аппарат-пульверизатор 03-9905 также применяют для нанесения антикоррозионных и лакокрасочных покрытий.

Установка КИ-2911 предназначена для хранения аккумуляторных батарей, снятых с комбайнов, тракторов и автомобилей. Она автоматически поддерживает батареи в состоянии полной заря-женности. Для этого периодически в автоматическом режиме контролируется напряжение на клеммах батарей и выполняется подзарядка. Установку используют в специально оборудованном помещении. Она обслуживает до 200 аккумуляторов типа 6 СТ, которые размещают на специальных стеллажах.

Добавить комментарий