Ремонт типовых узлов и деталей. Цепи, здвездочки и предохранительные устройства

Цепи и здвездочки

Основными неисправностями цепей являются износ элементов подвижного сочленения (цапф, крючков, роликов, пальцев и т. д.), при этом увеличивается шаг цепи и она удлиняется. Изношенные звенья цепи занимают неправильное положение на зубьях звездочек, что ведет к интенсивному изнашиванию звездочек и звеньев, соскакиванию и обрыву цепей, поломкам звездочек. Поэтому для каждой цепи установлены предельные значения удлинения.

На машине во время ремонта могут быть оставлены цепи с удлинением до 2—2,5%. Увеличение длины цепи, полученное от износа, проверяют на отрезке в 20 звеньев; удлинение комбинированной цепи и цепи двойного шага — на 10 звеньях. Во время замера изношенную цепь натягивают с определенным усилием, и удлинение цепи при этом не должно превышать значений таблицы 27.

Таблица 27. Предельное удлинение цепей при износе звеньев

Вид и шаг цепи, мм Выбраковочный размер 20 звеньев (для комбинированной цепи 10 звеньев), мм Масса натяжного груза, кг
Втулочно-роликовая:
15,875 330 20
19,05 397 20
25,4 528 50
38,0 790 50
Крючковая:
38,0 790 50
41,3 859 50
Комбинированная 594 10

Втулочно-роликовые цепи на сельскохозяйственных машинах применяют с шагом 15,875; 19,05; 25,4; 38,0 и 41,3 мм, в них изнашиваются валики и втулки. Цепи ремонтируют, когда их удлинение превысит предельные размеры.

Ремонт втулочно-роликовых цепей заключается в следующем: цепи разбирают, поворачивают валики и втулки в пластинах на 180° относительно прежнего их положения для работы неизношенными поверхностями, заменяют изношенные или поломанные детали, затем цепь собирают, устанавливая новые звенья, блоки, вилки, валики.

Рис. 9. Разборка втулочно-роликовой цепи: а — разборка на вилки и блоки; б — разборка блоков; 1 — бородок; 2 — блок; 3 —вилка; 4 — снятие внутренней пластины; 5 — выколотка; 6 — выпрессовка втулок

Втулочно-роликовые цепи разбирают в специальном приспособлении (рис. 9). Цепь с предварительно сточенными на заточном станке головками валиков помещают в приспособление и легким ударом молотка по бородку, установленному на валики со срезанными головками, выбивают вилки внутрь приспособления. С помощью ступенчатой оправки разбирают блоки. Детали цепи, изношенные более допустимых размеров, выбраковывают. Перед сборкой цепи комплектуют деталями, имеющими примерно одинаковый износ.

Блоки собирают на приспособлении. В отверстие приспособления устанавливают втулки, повернув их на 180° по отношению к положению, которое они занимали в старой цепи. Затем на их концы напрессовывают внутреннюю пластину и конусной оправкой раздают торцы втулок. Далее вынимают блок из приспособления, надевают на втулки ролики, с помощью молотка насаживают вторую щеку и также конусной оправкой раздают другие торцы втулок.

Цепи собирают на специальной плите, имеющей углубления под головки валиков для цепей различного шага. В отремонтированных втулочно-роликовых цепях не допускается проворачивание втулок во внутренних пластинах и валиков в наружных пластинах, цепи не должны иметь выкрашивания или трещины на роликах, втулках и пластинах, а звенья должны свободно вращаться в шарнирах.

Крючковые цепи изготавливают из ковкого чугуна КЧЗЗ-8, по ГОСТ 1215-79 из базы документов docs.cntd.ru, а также стальной штамповкой (из ленты, сталь ЗОГ). Наиболее распространенные размеры шага звеньев этих цепей — 38,0 и 41,3 мм. В последнее время в некоторых сельскохозяйственных машинах (сеялках, подкорм-щиках и др.) стали применять крючковые цепи с шагом 30 мм. При эксплуатации крючковых цепей изнашиваются цапфы рамки и рабочая поверхность крючка. Изношенную цепь разбирают, звенья контролируют шаблоном, имеющим две прорези шириной 4,5 и 5,5 мм. Звенья сортируют по диаметру цапфы на три группы: 5,5—6,5; 4,5—5,5 и менее 4,5 мм. Цепь собирают из звеньев одной группы (с одинаковой степенью износа цапфы), затем устанавливают приспособление, где обжимают крючки звеньев, восстанавливая шаг. Восстановленные цепи с цапфами диаметром 4,5—5,5 мм применяют на менее нагруженных контурах машин. Следует помнить, что при обжатии звеньев крючки зажимают цапфы и цепь становится неразборной. Поэтому, разбирая такую цепь, в цепной контур вставляют несколько новых звеньев.

Комбинированные цепи состоят из литых рамок и штампованных (из стальных полос) звеньев. К звеньям обычно крепят планки транспортеров. Исправные литые звенья цепи имеют диаметр цапфы 4—6 мм. Цапфы звеньев размером менее 4 мм, а также звенья цепи при толщине рабочей части менее 2 мм выбраковывают. Если цепь вытянулась и длина 10 ее звеньев превышает 594 мм, цепь ремонтируют путем обжатия штампованных звеньев в приспособлении. Для увеличения срока службы цени литые звенья (квадратные рамки) поворачивают на 90°. Все звенья восстановленной цепи должны свободно проворачиваться.

Отремонтированные цепи всех типов обкатывают на стенде в течение 10—15 мин, затем промывают и смазывают “(несколько раз окунают в масло при температуре 80°С).

Звездочки, применяемые в цепных передачах сельскохозяйственных машин, имеют шаг 15,875; 19,05; 25,4; 38,0 и 41,3 мм. Их изготавливают из серого чугуна, высокопрочного чугуна или из стали. Во время работы цепных передач постепенно изнашиваются зубья звездочек, поверхности ступиц, шпоночные пазы, резьбовые отверстия. Звездочка считается негодной, если износ зубьев превышает 40—50% от первоначальной толщины.

Толщину изношенного зуба замеряют по начальной окружности штангензубомером или шаблоном (табл. 28).

Таблица 28. Данные для замера толщины зуба, мм

Шаг звездочки Толщина зуба новой звездочки Толщина изношенного зуба Установка зубомера по высоте зуба
Литые с необработанными зубьями
38,1 12 7,5 8,0
41.3 14 9,5 10,0
Стальные с обработанными зубьями
19,05 5,5 3,5 5

Форму и размеры изношенных зубьев звездочек можно восстановить наплавкой или постановкой специально изготовленных зубчатых венцов. Однако это сложная и трудоемкая операция. В практике звездочки обычно заменяют новыми.

Предохранительные устройства

Существуют различные типы и конструкции предохранительных устройств сельскохозяйственных машин. Однако наибольшее распространение получили предохранительные устройства со срезными элементами и предохранительные муфты с зубчатыми (кулачковыми) шайбами.

Предохранительные устройства со срезным элементом часто применяют на прицепных машинах (плугах и др.) в соединении с трактором. Они представляют собой болт или штифт из мягкой стали (рассчитан на определенную нагрузку), который вставляют, например, в соединительный узел плуга с трактором. При встрече плуга с препятствием (камнем, пнем и др.) от возросшего сопротивления болт (штифт) срезается, и орудие отсоединяется от трактора, оставаясь невредимым. Срезанный предохранительный болт заменяют новым, размеры которого и материал (обычно из стали Ст. 2) соответствуют старому болту.

В предохранительной муфте зубчатая шайба плотно прижимается к другой зубчатой шайбе под действием одной или нескольких пружин. При перегрузках зубчатые шайбы будут проскальзывать одна относительно другой, и передача вращения прекращается. Величину сжатия пружины регулируют гайкой, которую стопорят контргайкой.

В предохранительных муфтах быстро изнашиваются зубчатые поверхности шайб, изготовленных из стали Ст. 5 с закалкой до твердости 27—45HRC. Зубчатые шайбы с зубцами размером менее 5 мм ремонтируют в специальном приспособлении на пневматическом молоте. Новую зубчатую шайбу помещают в приспособление и изношенную шайбу нагревают в кузнечном горне или электропечи до температуры 900—950°С. Затем шайбу укладывают на новую шайбу, а на выступы изношенной устанавливают оправку. Придерживая приспособление щипцами, ударами молота по торцу оправки высаживают зубцы нагретой шайбы до полного профиля. После этого у шайбы зачищают заусенцы, нагревают шайбу до 810—830°С и закаливают в ванне с водой.

Изношенные зубцы предохранительных шайб можно восстановить также наплавкой электродами. Перед наплавкой шайбу нагревают до 600—650°С с последующим восстановлением формы зуба на приспособлении Г1Т-4509. Приспособление состоит из пуансона, матрицы и выталкивателя. Зубчатую шайбу после наплавки изношенных зубьев и нагрева ее до температуры 800°С устанавливают на приспособление и ударами молотка по пуансону восстанавливают первоначальную форму зубьев шайбы.

После ремонта зубчатая поверхность шайб должна быть четкой, вершины зубьев — лежать в одной плоскости, неплоскостность допускается не более 0,5 мм. Зубцы одной предохранительной шайбы при любом положении должны плотно входить во впадины другой шайбы при их совмещении.

Падежная работа предохранительных муфт во многом зависит от упругих свойств пружин. Под действием определенной нагрузки, заданной техническими условиями, пружина должна иметь определенную длину. При работе упругость пружин нарушается, и упругость восстанавливают путем накатки поверхности витков пружины роликом специального приспособления.

Ролик изготавливают из стали, затем закаливают и отпускают до твердости 60—62 HRG. Витки пружин накатывают в следующей последовательности. В патроне станка закрепляют оправку, а само приспособление устанавливают на суппорте в резцедержателе.

Регулировочным болтом затягивают тарировочную пружину приспособления. В оправку вставляют восстанавливаемую пружину, другой конец оправки упирают в центр задней бабки. Устанавливают величину подачи суппорта и при 80—100 об/мин шпинделя накатывают только рабочие витки пружины. Если пружина изготовлена из проволоки 0 6 мм и более, то при накатке достаточно сделать один-два двойных прохода ролика, а если пружина изготовлена из проволоки меньшего диаметра, то следует провести три-четыре прохода ролика.

После ремонта и сборки предохранительные муфты регулируют. Простейший способ регулировки сводится к тому, что зубчатые шайбы предохранительного устройства устанавливают зуб на зуб и в таком положении полностью затягивают пружину. Затем гайку пружины отпускают на один-два оборота. Для определения величины крутящего момента, при котором муфта срабатывает, применяют различные приспособления. Приспособление — ключ, состоит из головки со сменными переходниками, плоской пружины, шкалы со стрелкой и фиксирующим указателем. Приспособлением можно проверять предохранительные муфты сельскохозяйственных машин, у которых крутящий момент не превышает 40 кгс/м.

Добавить комментарий