Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.
4. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
5. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.
6. Правила пунктов 2 – 5 настоящей статьи не распространяются на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Комментарий к статье 126:
1. Коммент. статья отражает общую структуру государственной и муниципальной собственности и систему управления ею. Она основана на том, что каждый из собственников – Российская Федерация, субъект РФ и муниципальное образование распределяет принадлежащее ему имущество между созданными им юридическими лицами – государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными или муниципальными учреждениями. Средства соответствующего бюджета и другое имущество, оставшееся после такого распределения, составляют, как предусмотрено в п. 4 ст. 214 ГК (см. коммент.), казну. Соответственно выделяется казна Российской Федерации; субъекта РФ; муниципального образования.

19 main

Именно имущество, составляющее в конкретном случае такую казну, служит объектом взыскания по долгам указанных в гл. 5 субъектов. Прямые указания на необходимость возмещения вреда за счет казны содержатся, в частности, в ст. 1069 ГК “Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами”, ст. 1070 ГК “Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда”. Помещенная в ту же гл. 59 ГК “Обязательства вследствие причинения вреда” ст. 1071 устанавливает, что при возмещении вреда за счет казны от ее имени (имеется в виду – от имени субъекта, за которым стоит казна) выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Указанная норма применяется и в других подобных случаях возмещения вреда за счет казны (например, при неосновательном обогащении соответствующего субъекта, указанного в гл. 5, при уплате, сверх причитающегося, налогов и сборов в соответствующий бюджет).

В соответствии с разъяснением Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 при предъявлении гражданином или юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, ответчиком по делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект РФ или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.