И: Сегодня у нас в гостях Всеволод Сазонов, известный юрист, за плечами которого огромный опыт в сфере юридической и адвокатской деятельности. Здравствуйте, Всеволод! Поделитесь, пожалуйста, секретом вашего успеха. Что помогает вам добиваться таких высоких показателей в вашем деле?
В: Здравствуйте, Ирина! Начну с главного. А главное для юриста – овладеть ключевыми навыками, без которых невозможно стать профессионалом, понять основные компетенции, впитать в себя лучшие мировые практики. Если называть конкретные примеры, я всегда ориентировался на известного адвоката Александра Добровинского. Имею в виду не столько уровень его квалификации и навыки ведения дел, сколько невероятное мастерство самопиара, умение преподнести себя. Знание, как выгодно подать себя, очень важно для любого адвоката. Это то, насколько хорошо ты презентуешь свои услуги, насколько часто твое имя произносимо в обществе. Если у вас имидж крутого и популярного юриста, то с клиентами проблем никогда не будет. Если же за вашими услугами не выстраивается очередь, значит, пора заняться поисками того места, где обитают ваши потенциальные клиенты, необходимо найти доступ к своей аудитории. Без пиара, без доступа к клиентам, невозможно стать успешным адвокатом: либо вы правильно позиционируете себя, либо продаете свои услуги очень дешево, и, соответственно, мало зарабатываете. А достойный доход – главный признак успеха в любом деле.
И: Всеволод, не могли бы вы поделиться личным опытом, как вам удалось найти свою аудиторию? Уверена, многим начинающим юристам эта информация будет очень полезна.
В: Оглядываясь назад, могу с уверенностью констатировать, что нынешнего профессионального уровня мне помогла достичь Московская школа управления Сколково. Зная уровень этого заведения и стоимость обучения в нем, я сразу понял, где стоит искать своих потенциальных клиентов. Я сам учился в этой школе по программе Executive MBA стоимостью около 95 000 €. Думаю, вы понимаете, что подобная цена входного билета обеспечивает отличное качество предпринимательской аудитории.
Итак, я организовал сеть сообществ, в число которых вошел юридический клуб, базирующийся в Московской школе управления Сколково, и стал непосредственным президентом этой организации. Как результат, теперь все студенты данной школы знают о существовании некого юридического клуба, где им помогут профессионально решить наболевшие вопросы. Так как я возглавляю этот клуб, то все эти вопросы попадают в мое поле зрения, и я получаю отличную возможность продать мои услуги. Стоит отметить, однако, что успешно продавать свои услуги сможет лишь грамотный специалист. Поэтому, чтобы достичь своего сегодняшнего положения, мне потребовалось множество различных регалий, вот только некоторые из них:
– 20-летний стаж работы адвокатом;
– докторская степень в юриспруденции;
– 5 лет изучения законодательства ОАЭ, богатый опыт применения права шариата;
– присутствие моего имени в реестре практикующих юристов ОАЭ;
– владение пятью иностранными языками;
– авторство многих научных статей и монографий.
После я организовал еще ряд сообществ для выпускников Сколково, в том числе и для элитной программы Executive MBA, чтобы люди обращались ко мне, если у них возникнут вопросы юридического характера. Замечу, что существуют тысячи юридических вопросов, но это не значит, что необходимо быть одинаково компетентным во всех направлениях. Главное, грамотно делегировать часть задач другому специалисту, обладающему необходимыми знаниями. Так как клиента привел я, мне в любом случае достается существенная часть гонорара.
Возвращаясь к примеру адвоката Александра Добровинского, отмечу, как важно для специалиста умение создать себе «крутой» образ. Помню, как Добровинский приезжал читать лекцию в бизнес-школу Сколково на личном Rolls-Royce. Один этот факт может создать у потенциального клиента образ успешного и квалифицированного адвоката. Еще раз отмечу, что для привлечения качественной аудитории навык самопиара просто необходим. В моих планах также приобрести себе Rolls-Royce, как только представится такая возможность.
И: Всеволод, расскажите, пожалуйста, что вы лично считаете мерилом успеха?
В: Думаю, что у каждого человека есть свои приоритеты, и успех все понимают по-разному, независимо от сферы деятельности. Это больше относится к особенностям личности. Кто-то считает, что успех – это исключительно деньги, большие деньги, кому-то намного важнее признание, социальный статус. Некоторые люди готовы признать успехом покупку дорогого авто – для них материальные ценности в приоритете. Для меня же на данный момент важнее социальный статус, положение в обществе. Деньги я уже умею зарабатывать, для меня сейчас более ценно уважение других людей и та польза, которую я могу им принести. Это основа самоуважения, и это то, что для меня сегодня наиболее значимо.
И: Всеволод, я знаю, что вы в последнее время ведете активную социальную жизнь, ведете переговоры со многими общественными деятелями. Не расскажете, каковы ваши цели? Новое направление в бизнесе?
В: Я всегда любил общаться с народом, у меня большой багаж знаний, подкрепленный богатым житейским опытом, и я чувствую, что способен что-то изменить в этом мире. Я, кстати, недавно участвовал в выборах президента сообщества бизнес-школы Сколково. Уступил женщине, попав на 2-е почетное место. Думаю, именно гендерная история повлияла на исход голосования.
Я часто общаюсь с политиками и уверен, что сегодня любой специалист в России, в том числе и юрист, может сыграть важную политическую роль в судьбе страны. Среди тех, кто сегодня управляет Россией, довольно много людей с юридической подготовкой. В этом плане я хороший кандидат. Я вообще считаю, что можно достичь любой цели, если сильно этого захотеть. Мой опыт это подтверждает, поэтому, кто знает, может, и до президентских выборов мое увлечение меня доведет. Хотя признаю, что это не так просто, здесь предстоит еще очень большая работа.
И: Всеволод, какие еще результаты принесло вам знакомство с бизнес-школой Сколково? Помогло ли оно вам в достижении целей?
В: Ирина, безусловно, да. Московская школа управления Сколково дала мне ту основу, на которой я выстроил свою карьеру, показав довольно сильные результаты. Она же подарила мне знакомство с Рубеном Карленовичем Варданяном, Андреем Владимировичем Шароновым и другими состоятельными и успешными бизнесменами. И, как я уже рассказывал ранее, именно этой школе я основал свой юридический клуб, причем сделал это абсолютно беспрепятственно, нисколько за это не заплатив. Вряд ли в какой-либо еще бизнес-школе такое было бы возможно. Во многом, конечно же, мне помогло умение правильно общаться с руководством, расставлять приоритеты, находить подход к разным людям. Не все смогут делать то же, что и я, и не каждому это позволят.
Если вы планируете расти в юридической сфере или как политик, без статусных и полезных знакомств вам не обойтись, и в бизнес-школе Сколково вы можете завести такие знакомства достаточно легко. Причем личное знакомство даже не обязательно, достаточно иметь одно общее фото, пусть даже и коллективное. Посмотрите любую социальную сеть, если человек выкладывает фотографию, где он запечатлен с каким-то известным политиком или успешным предпринимателем, то к нему сразу меняется отношение. Мы все помним пословицу, что встречают по одежке, а провожают по уму, но здесь первая часть выходит на передний план: ведь если вас не по чему встречать, то и провожать вряд ли кто-то будет.
И: Всеволод, я знаю, что вы активно общаетесь с потенциальными клиентами. Как вы предпочитаете работать со своей целевой аудиторией, через какие каналы?
В: Сегодня я стараюсь использовать как можно больше различных каналов. Мир сейчас так многообразен и так быстро меняется, что одного канала для охвата всей аудитории явно не достаточно. Я непрерывно работаю над прокачкой своей страницы в Facebook, активно веду Instagram-канал, регулярно публикуюсь в различных рейтинговых СМИ, таких как Forbes, РБК, Коммерсантъ, участвую в эфирах на радио и ТВ. Без этого сегодня не обойтись, все эти каналы необходимо так или иначе задействовать. В бизнес-школе у меня несколько мессенджеров, например, есть группа для выпускников Executive MBA, в которой состоит много влиятельных бизнесменов. Люди обсуждают различные вопросы, я тоже стараюсь принимать участие в обсуждениях, чтобы быть заметным, напоминать о себе время от времени. Тогда, если у людей возникнут юридические проблемы, они будут знать, что Всеволод Сазонов – тот, кто готов им помочь.
Кроме того, у меня есть собственная группа в WhatsApp, где я пишу от имени юридического клуба, делюсь там различными новостями из мира юриспруденции, помогаю советами выпускникам, оказавшимся в сложной ситуации. Еще я состою во многих закрытых группах, и стараюсь как можно чаще там бывать, смело высказывать свое мнение и отстаивать свою независимую позицию, чтобы люди обращали на меня внимание, знали, что я есть и ко мне можно обратиться с проблемой любой сложности. Если вы сами не будете о себе постоянно напоминать, никто этого за вас не сделает.
И: Всеволод, сегодня российский рынок полон юристов, адвокатов, широко рекламирующих свои услуги, но на деле они зачастую оказываются самыми настоящими мошенниками. Как не стать жертвой жуликов, каким образом можно определить, насколько квалифицированный юрист перед вами? Может, у вас есть примеры из собственной практики, когда Вам не удалось помочь клиенту. Расскажите о своих «скелетах в шкафу».
В: Да, Ирина, действительно, сегодня риск столкнуться с недобросовестными юристами достаточно высок. Эти люди позорят нашу профессию, своим существованием они портят добрую репутацию, создаваемую трудом тысяч профессионалов. Чтобы распознать такого «юриста», в первую очередь надо изучить его документы: если у человека отсутствует диплом, другие документы, подтверждающие его квалификацию, нет отзывов о его работе и никто его не знает, такой «темной лошадке» доверять не следует. Скелеты в шкафу можно найти у любого адвоката. Даже если он проиграл одно единственное дело, это уже можно назвать скелетом в шкафу. Я свои скелеты пока оставлю при себе, не хотелось бы о них сейчас рассказывать.
В целом, юристы, конечно, оказываются в более выигрышном положении, чем потребители юридических услуг. Знаете, почему? Потому что юрист, даже если он не смог решить проблему клиента, более того, даже если он не пытался этого сделать, не несет никакой ответственности. Допустим, клиент поручил вам разработать, составить контракт, заплатил за это деньги, а вы этого не сделали или допустили ошибку в документах, из-за которой пришлось все переделывать, что повлекло дополнительные расходы. Что может сделать клиент в таком случае, судиться? С юристами, адвокатами у нас судиться не принято, поэтому, на деле, качество юридических услуг всегда остается на совести исполнителя.
У меня, конечно же, случались недопонимания с клиентами. Знаете, как с беременной женщиной, с которой многие компании отказываются работать, так как ее поведение непредсказуемо. Есть такие клиенты, оказавшиеся в сложной ситуации, которые ведут себя как беременные женщины – им нужно всего побольше, подешевле и срочно. Бывают такие сложные случаи, да и с беременными часто приходится нелегко. Но даже в голову никому не приходит со мной судиться или выдвигать какие-то претензии, все знают, что Всеволод Сазонов не какой-то там проходимец, а известный уважаемый юрист, владеющий несколькими языками, у которого есть свое адвокатское бюро, есть знакомства в высших социальных кругах и среди влиятельных политиков, тут все прозрачно.
Хочу заметить также, что высокая стоимость услуг не всегда гарантирует качество. Дело в том, что запустить рекламу в российских рейтинговых СМИ стоит довольно больших денег, а из этого следует, с точки зрения бизнеса, что эти деньги нужно как-то возвращать. А как это сделать? Разумеется, включив эти расходы в стоимость услуг. Поэтому если у адвоката или юриста регулярно выходят публикации в рейтинговых изданиях, он любит пиариться и рассказывать о себе, значит, его услуги будут стоить гораздо дороже, чем у юриста, не занимающегося саморекламой. Но качество работы второго не становится от этого хуже, иногда выпускник юридической академии предоставляет более качественные услуги, чем именитый юрист с высоким рейтингом.
И: Всеволод, расскажите, повлияла ли ситуация с коронавирусом и введенный режим самоизоляции на ваш доход?
В: Конечно, Ирина, введение карантина сильно повлияло на поток клиентов, суды закрылись. Вопросов у людей возникает очень много, однако число заказов уменьшилось. Но простой этот носит временный характер, так как уже очевидно, что режим самоизоляции сказался на судьбе многих предпринимателей в России, особенно это касается гостиничного бизнеса, сферы питания, образования и многих других. Многим придется столкнуться с серьезными проблемами – кому-то грозит тюремное заключение, кто-то будет судиться с другими бизнесменами, некоторым придется проходить процедуру банкротства. И здесь уже все дороги ведут ко мне, так как все знают, что я могу дать грамотную консультацию по всем этим вопросам, помочь пройти все юридические процедуры максимально безболезненно.
И: Всеволод, как вы думаете, может ли обычный студент, пришедший в Московскую школу управления Сколково, после прохождения обучения повторить вашу историю успеха?
В: Ирина, теоретически, конечно, может. Скажу больше, число студентов Сколково постоянно растет, ведь Школу сегодня смело можно назвать лидером на рынке бизнес-образования СНГ. Можно смело сказать, что жизнь каждого ее выпускника делится на этапы «до школы» и «после школы», она оставляет весомый отпечаток на всю жизнь. Поэтому я, разумеется, всем советую пройти обучение в бизнес-школе Сколково, это поможет вам выйти к новым горизонтам и покорить более серьезные вершины.
Что касается конкуренции, действительно, сегодня многие пытаются пойти по моему пути, создают различные клубы, такие как клуб директоров, клуб любителей бани, клуб строителей или IT клуб, но они не понимают главного. Не нужно объединяться с другими выпускниками, точка входа должна быть всегда одна. Это значит, что в юридическом клубе должен быть только один лидер, и эта должность не выборная – тот, кто успел, тот становится руководителем на энное количество лет, и никто не вправе его снять. Второго лидера быть не должно. Поэтому пока все эти попытки организовать что-либо подобное, особенно для юристов, терпят фиаско и выглядят довольно жалкими.
Я уже упоминал ранее, что успех приходит к тому, кто умеет грамотно выстраивать коммуникации с людьми, в данном случае с руководством Школы, кто знает, как себя правильно позиционировать. Впрочем, не отрицаю, что настанет момент, когда у них или у кого-то еще все получится. Думаю, когда это случится, у меня уже будут другие интересы, возможно, я к тому времени займусь политикой, а они пусть развивают юридический клуб Сколково. Как бы то ни было, желаю всем удачи.