Шатун — одна из высоконагруженных деталей двигателя, и его состояние в значительной мере определяет его ресурс. Шатуны изготавливают, как правило, из стали 40Х твердостью НВ 220… 290. Необходимость ремонта шатуна обусловливается износом нижней, верхней головок, а также деформацией стержня, так как все это приводит к нарушению нормальной работы кривошипно-шатунного механизма.
В условиях перехода ремонтных предприятий Госкомсельхозтехники на выпуск машин из ремонта с повышенным ресурсом исключительно высокие требования предъявляют к деталям кривошипно-шатунного механизма и особенно шатуну. Например, верхнюю головку шатуна обрабатывают с высокой точностью, что должно обеспечить требуемый ресурс сопряжения втулка — поршневой палец; отверстие нижней головки шатуна также имеет высокую точность и должно обеспечить надежную и длительную работу -сопряжения подшипник — коленчатый вал. Технологические операции восстановления шатунов весьма сложны, требуют специального оборудования, многочисленной оснастки.
В настоящей главе обобщены имеющиеся материалы и передовые приемы, позволяющие производить качественный ремонт ша~ тунов. Характеристики шатунов приведены в таблице 33. На рисунке 79 показан ремонтный чертеж шатуна двигателя СМД-60.
Рис. 79. Шатун двигателя СМД-60.