На протяжении последних лет владельцы домов и квартир стараются отойти от привычных шаблонов оформления интерьера. При рассмотрении вариантов преобразования внутреннего и внешнего пространства люди все чаще отдают предпочтение натуральным материалам. Многие дизайнеры в своих проектах используют старинную либо намеренно «состаренную» кирпичную кладку, пропитывающую помещения духом старины и создающую неповторимую атмосферу тепла и уюта.
Подобные решения не противоречат классическому стилю и удачно вписываются в проекты стиля «лофт». Благодаря данной особенности они обрели огромное количество сторонников как среди собственников квартир, так и в кругу хозяев загородных коттеджей и симпатичных компактных домиков. Приковывающие внимание «полуразрушенные» башни навевают мысли о гатчинских замках и заставляют задуматься о событиях прошлых лет. Затейливый рисунок, образуемый оплетающими стену лозами дикого винограда, ненавязчиво подчеркивает красоту кирпичной кладки «под старину». Непохожие друг на друга камни можно рассматривать часами.
При правильном подходе воспроизведение техники старинной кладки представляется не слишком проблематичным. В старину этот процесс назывался перевязкой. Занимавшимся подобной работой людям были известны названия всех граней кирпича: «тычок» — сторона с наименьшей площадью поверхности, «постель» — с наибольшей (сейчас на эту грань наносят клеймо завода-производителя), «ложок» — средняя по размерам грань, остающаяся на виду при традиционной укладке.
Виды кладки
Верстовая, старорусская, готическая, польская — разные названия кладки, образующейся за счет чередования тычковых и ложковых граней в горизонтальных рядах. В свое время подобным методом были возведены многие здания российской столицы. Санкт-Петербург отстраивался гораздо позднее. На тот момент указанная перевязка начала поддаваться натиску используемой ныне технологии. В XVII-XVIII столетиях была востребована и «тычковая» техника кладки. При таком подходе видимая поверхность была образована исключительно тычками. В большинстве случаев эта перевязка применялась при обустройстве башен и башенок, предполагающих наличие криволинейных стен и закругленных углов.
«Ложковая» перевязка использовалась для выкладывания печных труб, не входивших в группу капитальных сооружений. При «цепной» технике было принято чередовать ряды горизонтально расположенных тычков с рядами ложков. Укладываемые друг под другом тычки поражали точностью размещения. От цепной разновидности перевязки почти полностью отказались в XIX столетии. Для «крестовой» техники характерно шахматное расположение кирпичей (тычки при этом должны находиться под ложками).
Смесь для кладки
На протяжении XVII-XIX веков в смесь, с помощью которой скреплялась старинная кладка, добавляли жирную известь и крупнозернистый горный/речной песок. Подходящую фактуру и окраску раствор приобретал за счет толченых кусочков черепицы, мелких фрагментов кирпича либо белого камня. Присутствие яичных желтков можно считать скорее мифом, чем правдой. Цементные и другие растворы начали применять в конце XIX века.
Легко идентифицировать созданную в старину кладку позволяют использовавшиеся ранее методы обработки швов. Для заполнения пустот, образующихся между рядами выкладываемых кирпичей, использовалась известь, затираемая впоследствии до образования гладкой поверхности. Распространенный вплоть до XIX столетия способ исключал возможность проникновения влаги в шов, ее дальнейшее разбухание и вымерзание в холодные дни.
К прямой односторонней подрезке начали прибегать в середине XVIII века. Для нее характерно наличие небольших заглублений на отдельных участках кладки. Появившийся чуть позже способ «подскребки» предполагал присутствие обработанных швов наряду с необработанными. К числу редкостей отнесен шов «прорезка», ознакомиться воочию с которым позволяют кладки Арбата.
Техника искусственного «старения»
Частичное возвращение популярности старого кирпича ознаменовалось появлением техники искусственного «старения». Для получения «состаренных» кирпичей понадобятся следующие инструменты и материалы:
- молоток/долото (для придания кривизны граням);
- кислота, используемая в строительстве;
- наждачная бумага крупной зернистости;
- паяльная лампа (используется для «обугливания» отдельных участков);
- акриловая краска;
- губка;
- мох для забивания щелей (швы при этом могут быть затерты землей);
- разведенный скипидаром парафин/воск, надежно защищающий полученный результат от внешних воздействий.
В современных строительных магазинах можно приобрести декоративные кирпичи и специальные составы, ориентированные на воспроизведение «старинных» кирпичных кладок.