Bugatti EB110 – забытый суперкар, который должен был изменить мир

Одним из событий, которое почему-то осталось незамеченным в 2016 году, стал юбилей компании Bugatti.

Речь идет не о Bugatti Automobiles SAS, входящей в состав Volkswagen AG, а о Bugatti Automobili SpA, которая подарила миру гиперкар задолго до других производителей.

Идеологом возрождения Bugatti в середине 80-х годов был бизнесмен Романо Артиоли, сколотивший огромное состояние на торговле автомобилями. Итальянец, которому 5 декабря исполнилось 84 года, до сих пор говорит о Bugatti как о самом важном проекте в своей жизни.

Четверть века назад, в сентябре 1991 года, Артиоли показал миру Bugatti EB110, который до сих пор стоит внушительных 800 000 долларов. В то время EB110 был быстрее и мощнее Ferrari F40, будучи первым суперкаром с карбоновым монококом и 4-турбинным двигателем. Кроме того, именно этот автомобиль впервые стал предлагать покупателям нестандартные варианты дизайна интерьера, а также одежду и аксессуары под брендом Bugatti. Десять лет спустя другие производители в этом сегменте двинулись в том же направлении.

Bugatti EB110 появляется по всему миру в честь 110-летия Этторе Бугатти, что ясно из названия автомобиля. Пышная церемония состоится в Париже 14 сентября – за день до юбилея великого дизайнера, а ведущим – легендарный французский актер Ален Делон. Днем позже гиперкласс был открыт в Мюзельхейме, на родине Этторе Бугатти, и добрался до этого города самостоятельно.

Сама компания Bugatti Automobili SpA была создана несколько раньше, в 1987 году. В то время Artioli (владелец крупнейшей дилерской сети Ferrari в Германии, а также представительств Suzuki и Subaru в Италии) выкупил права на бренд Bugatti у правительства Франции. . Разработка EB110 заняла 4 года с участием легендарных дизайнеров Марчелло Гандини и Джорджио Джуджаро, а также инженеров Паоло Станцани и Никола Матерацци. Эти же люди создали суперкары, такие как Lamborghini Miura и Ferrari 288 GTO.

Финальная версия дизайна автомобиля – это работа группы под руководством Джампаоло Бендини, который также является архитектором завода Bugatti в Кампогальяно, городке недалеко от Милана. Однако знаменитый Марчелло Гандини оставался главным консультантом проекта до его завершения. интерьер автомобиля – первая серьезная работа молодого Лоуренса ван ден Акера, нынешнего главного дизайнера Renault и Dacia.

Денег тоже хватает. В возрождение Bugatti Романо Артиоли вложил огромную часть своих средств, но также сумел привлечь солидных инвесторов, таких как производитель шин Michelin и нефтяной гигант Elf. Специально для EB110 компания Michelin также создала шины SX MXX3, которые рассчитаны на развитие скорости 350 км / ч.

Значительная сумма вложена в создание карбонового монокока, который является основой Bugatti EB110. В его разработке также участвовала французская аэрокосмическая компания Aerospatiale. Благодаря этому EB110 стал первым автомобилем с полностью углеродным шасси, почти на год опередив другую легендарную модель – McLaren F1.

Что касается тяги, машина Bugatti на 14 лет опережает другие, полагаясь на агрегат V12 с 4 турбонагнетателями и полным приводом. 3,5-литровый двигатель развивает от 560 до 611 л.с. в зависимости от его версии – GT или SS (SuperSport). По мощности он уступает двигателю BMW V12 объемом 6,1 литра и мощностью 627 л.с., на который опирается McLaren F1, но превосходит его по соотношению мощности к рабочему объему – 174,6 / 1 (для F1 это 102, 8/1). Для сравнения: Bugatti Veyron, появившийся спустя годы, предлагает 150/1.

За свою недолгую жизнь – 5 лет Bugatti EB110 зафиксировал 2 достижения, которые занесены в Книгу рекордов Гиннеса. В 1994 году он стал самым быстрым автомобилем на природном газе – 344,7 км / ч, а в 1995 году улучшил показатели на льду – 296,34 км / ч.

В целом идея Artioli заключается в том, чтобы автомобиль предлагал индивидуальность, чтобы каждый из клиентов мог выбрать дизайн интерьера своей машины. Увеличение мощности двигателя также возможно за дополнительную плату. Этот подход был повторен почти 15 лет спустя Пагани. Также существует особая модификация EB110 от ателье Brabus, владелец которой Бодо Бушман является одним из первых владельцев суперкара.

Неслучайно первыми покупателями Bugatti стали одни из крупнейших знаменитостей. Среди них Михаэль Шумахер, который на тот момент еще только начинал свою карьеру в формуле 1. Немец получил свою машину накануне Гран-при Сан-Марино 1994 года, во время которого погибла еще одна спортивная легенда – Айртон Сенна.

Автомобиль продолжал играть важную роль после 1998 года, когда Volkswagen выкупил права на бренд Bugatti у Artioli. Фактически, немцы продолжили путь, начатый EB110, создав свой собственный Veyron. Он основан на той же схеме 4-турбинного двигателя и трансмиссии, что и EB110. Нельзя упускать из виду тот факт, что настройки поведения Veyron при вождении были сделаны Лорисом Бикоки. Он тот человек, который «научил» EB110 ездить по дороге.

Нельзя упускать еще один факт – Артиоли делает то, на что Volkswagen пока не решается. В 1993 году на Женевском автосалоне был представлен суперседан Bugatti EB112. Автор его дизайна – Джорджетто Джуджаро, а под капотом – атмосферный V12 мощностью 460 л.с., работающий в сочетании с системой полного привода. Эта модель почти дошла до конвейера, а в течение 18 месяцев Артиоли даже принимал на нее заказы.

Однако именно в этот момент произошла катастрофа. Словно по команде извне, почти все мелкие и средние кредиторы Bugatti немедленно начинают требовать свои деньги обратно. Компания Артиоли не может справиться с этим, поскольку убытки на данный момент превышают 200 миллионов долларов. Чтобы покрыть их, они полагаются в основном на запуск в серийное производство седана EB112, благодаря которому компания должна получать прибыль.

По сей день Артиоли утверждает, что Ferrari и ее тогдашний президент Лука ди Монтедземоло, который хотел исключить Bugatti как конкурента, были в центре атаки на него. Босс Ferrari имеет огромную власть на своей родине, и для него не проблема «посоветовать» кредиторам Bugatti добиваться своих денег через суд.

Насколько прав Артиоли, можно много спорить. Дело в том, что как только он решил возродить Bugatti, Ferrari сразу же расторгла с ним контракт как с основным дистрибьютором бренда в Германии. Скорее, проблема в другом – Артиоли просто опоздает с входом в бизнес. В то время автомобильная промышленность уже требовала огромных вложений и часто приносила огромные убытки. А итальянец – романтик, который ощущает себя идейным преемником Этторе Бугатти. Однако, чтобы преуспеть в этом бизнесе, вам нужен лидер другого типа – жестокий и беспринципный. Например, босс VW Фердинанд Пих.