Если стоимость чистых активов по окончании финансового года не достигает уровня уставного фонда, ГК требует от органа, уполномоченного создавать такие предприятия, уменьшить уставный фонд; в случае, когда стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, УП может быть ликвидировано по решению суда. Возможность сохранить в данной ситуации УП определено редакцией нормы (“может быть”). Вероятно, учредитель при наличии у него финансовых возможностей вправе выбрать иное решение, исключающее ликвидацию, а именно пополнить размер чистых активов до необходимого уровня. При принятии решения уменьшить уставный фонд УП обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов, которые, в свою очередь, вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств УП и возмещения убытков.
4. В п. 7 коммент. статьи предусмотрена возможность УП создавать в качестве юридического лица другое (дочернее) унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение, а также утверждение его устава и назначение руководителя. Правовое положение, характер деятельности дочернего УП и отношения с учредившим его юридическим лицом не регулируются ст. 105 ГК, посвященной дочерним юридическим лицам, которые состоят в отношениях зависимости с хозяйственными обществами и товариществами и сами по себе относятся к этой организационно – правовой форме; на фоне возможного и внешнего сходства между этими предприятиями существуют серьезные различия.
Таким образом, ни ГК, ни иное действующее законодательство не определяет порядок и процедуру создания государственными и муниципальными унитарными предприятиями дочерних юридических лиц. В частности, не установлены формы наделения имуществом, объем прав, пределы и характер зависимости и ответственности дочернего предприятия перед учредителем и собственником. Указанный пробел в законодательстве должен быть восполнен законом о государственных и муниципальных предприятиях, а до его принятия следует основываться на нормах ГК, посвященных УП, иных законодательных актах по данному вопросу. Например, Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. “О финансово – промышленных группах” (СЗ РФ, 1995, N 49, ст. 4697) устанавливает, что государственные и муниципальные унитарные предприятия вправе быть участниками финансово – промышленной группы в порядке и на условиях, определенных собственником их имущества, а дочерние предприятия могут входить в состав таких групп только вместе со своим основным унитарным предприятием – учредителем.