В прошлом месяце стало ясно, что продажи электрических и гибридных моделей в Великобритании составляют 5,2% от всех продаж новых автомобилей. В октябре на острове было продано 8 244 электродвигателя под капотом.
И хотя большинство из них являются гибридными моделями, которые также используют двигатель внутреннего сгорания, аналитики отмечают, что в Англии и во многих других развитых странах Европы электромобили становятся все более распространенным явлением на улицах. Все это звучит невероятно, особенно с учетом того, что первый серийный электромобиль Nissan Leaf появился на рынке сравнительно скоро, в 2011 году.
Всего 15 лет назад появился первый в мире современный электромобиль General Motors EV1, который во многом опередил свое время.
Его жизнь началась в 1990 году с концептуального двухдверного купе, известного как Impact. Реакция общественности на это была настолько позитивной, что Калифорнийский совет по воздушным ресурсам издал постановление, согласно которому 2% автомобилей, проданных любому крупному производителю автомобилей, должны приводиться в действие электродвигателем в период до 1998 года. По инициативе General Motors Решили приступить к разработке серийной модели на основе концепции Impact.
В апреле 1994 года все 50 производственных единиц серии Impact были переданы волонтерам, которым предстояло испытать их в течение двух недель. Инициатива, получившая название Preview от General Motors, оказалась чрезвычайно популярной, но все автомобили серии были в конечном итоге возвращены GM, а затем разобраны.
Разработка продолжалась за кулисами, что привело к усовершенствованной версии Impact, получившей название EV1 и выпущенной в 1996 году.
General Motors EV1 был доступен только жителям Калифорнии и Аризоны, которые также могли приобрести его по схеме аренды с рассрочкой около 400 долларов в месяц, что эквивалентно примерно 600 долларам сегодня. Многие заказчики выбрали плановую оплату, потому что машина была довольно дорогой – около 54000 долларов на сегодня.
General Motors EV1 приводится в движение электродвигателем мощностью 135 л.с., ротор которого вращается со скоростью до 13 000 об / мин. Сам электродвигатель, двухступенчатая коробка передач и дифференциал весят всего 68 кг, что составляет одну треть веса 4-цилиндрового двигателя внутреннего сгорания с аналогичной мощностью и его коробкой передач. Одним из главных рекламных сообщений General Motors было, конечно же, отсутствие выхлопных газов, загрязняющих окружающую среду, а также более дешевое обслуживание двигателя, при котором не нужно менять масло и фильтры.
Работой EV1 управляет нервный центр, расположенный в пластиковом ящике на двигателе. Это своего рода мозг автомобиля, где расположен модуль управления приводом (PCM), преобразующий 312-вольтовый постоянный ток от аккумуляторов в трехфазный переменный ток. Именно этот модуль решает, какое напряжение подать на двигатель (в зависимости от положения педали акселератора), когда двигатель превращается в генератор (когда водитель нажимает педаль тормоза) и когда менять фазу тока (когда водитель выбирает передачу заднего хода). ). PCM взаимодействует с 6 другими микропроцессорами, которые регулируют все – от температуры в салоне до уровня заряда аккумулятора.
Интересно, что EV1 разблокируется и запускается не ключом, а пятизначным кодом, который водитель вводит на клавиатуре, расположенной снаружи двери рядом с рычагом переключения передач. Когда все будет готово, вам просто нужно нажать кнопку «Выполнить» на панели инструментов, и EV1 сможет безопасно запуститься.
General Motors утверждает, что их электромобиль может разогнаться от 0 до 100 км / ч за 9 секунд, а максимальная скорость ограничена электроникой на отметке 130 км / ч, хотя в 1994 году специальная версия автомобиля поставила рекорд для электромобилей того времени. 295,7 км / ч
Однако у GM EV1 никогда не было стремлений стать спортивным автомобилем. Автомобиль оснащен очень тонкими шинами, разработанными с учетом низкого сопротивления качению, а не максимального сцепления с дорогой. В этом отношении автомобиль очень склонен к недостаточной поворачиваемости, чему, конечно же, способствует его большой вес в 1747 кг. Однако EV1 неплохо справляется со скоростью при движении прямо. Благодаря своей уникальной аэродинамике (эффективный коэффициент 0,19) автомобиль очень тихий на шоссе, где обитатели салона не слышат не только типичный рев двигателя внутреннего сгорания, но и шум ветра.
Что касается максимального пробега, автомобиль может проехать около 110 км на одной зарядке, если вы едете на пределе его возможностей, но если вы спокойнее за рулем и едете со скоростью около 70 км / ч, максимальный пробег достигает 145 км.
Основной и самый быстрый способ зарядить EV1 – это индуктивное зарядное устройство Magne-Charge на 220 В, которое General Motors планировала установить в общественных местах, а клиенты могли бы иметь такое дома. Для полной зарядки требовалось от 2 до 3 часов. Кроме того, у EV1 есть портативное зарядное устройство на 110 вольт, которое можно подключить к любой стандартной розетке. С его помощью аккумулятор полностью заряжается за 12-15 часов.
При всех своих плюсах и минусах General Motors EV1 показал себя быстрым, комфортным, маневренным и вполне практичным автомобилем, что было принято как технологический триумф американского концерна. В то же время, однако, этого оказалось недостаточно, чтобы зарекомендовать автомобиль на рынке. Печальная правда заключается в том, что батареи EV1 весят зверские 522 кг, а максимальный пробег составляет всего 140 км. Для сравнения: стандартный автомобиль с эффективным двигателем того же веса, но с бензиновым двигателем, мог проехать 16 000 км. Кроме того, батареи были слишком дорогими, что значительно увеличивало стоимость конечного продукта.
В 1999 году General Motors представила второе поколение электромобиля, имевшего больший пробег – 160 – 220 км, в зависимости от стиля вождения. К сожалению, его никель-металлогидридные батареи требовали еще больше времени для зарядки.
Американцы выпустили около 1117 автомобилей этой модели, но в 2003 году все они были выкуплены GM, несмотря на крайнее недовольство владельцев. Официальными причинами этого стали убыточное производство и обслуживание модели.
Около 40 из этих автомобилей были переданы в дар музеям и образовательным центрам, и в настоящее время только одна из всех произведенных машин все еще находится в эксплуатации, поскольку системы привода остальных были отключены электронным способом.
См. также инструкции по ремонту бензиновых автомобилей Lada и ВАЗ.