Японское правительство подталкивает Nissan и Honda к слиянию в последние месяцы, сообщает The Financial Times со ссылкой на хорошо информированные источники обеих компаний.
Власти предложили этот шаг из-за опасений по поводу будущего некогда могущественной автомобильной промышленности страны.
По словам советников премьер-министра Синдзо Абэ, Honda будет сложно самостоятельно справиться с проблемами перехода на электричество, а альянс Nissan с Renault может не выжить.
По данным источников FT, предложение о создании конгломерата между производителями номер 2 и 3 в стране впервые появилось в конце 2019 года. Высокопоставленные лица в правительстве Синдзо Абэ выразили обеспокоенность тем, что автомобильный сектор страны теряет конкурентное преимущество при переходе на электрические двигатели. Особой угрозой от этого является Honda, которая с 4,8 миллионами автомобилей в год является третьим по величине производителем в стране и единственным производителем, не имеющим крупных альянсов и партнерских отношений с другими компаниями.
Однако и Honda, и Nissan категорически отвергли идеи правительства, и последующая история с Covid-19 окончательно прервала переговоры.
Политически навязанный переход на электромобили и автономные технологии ставит всех традиционных производителей под серьезное давление и требует огромных затрат на разработку. Это вызвало волну слияний и поглощений. Toyota расширила свое партнерство с Subaru и BMW, группы PSA Peugeot-Citroen и FCA Fiat-Chrysler готовятся к слиянию, а Volkswagen и Ford в прошлом году объявили о глобальном альянсе, чтобы разделить эти расходы.
Скандальный арест Карлоса Гона в 2018 году многие связывают с амбициями советников Абэ освободить Nissan от французского правления и подготовить его к внутреннему японскому альянсу.
В настоящее время в Японии восемь основных производителей автомобилей. Пять из них связаны обменом акциями – меньшие Mazda, Subaru, Suzuki и Daihatsu фактически вращаются вокруг Toyota. Nissan является частью сильно пошатнувшегося глобального альянса с Mitsubishi Motors и французской Renault Group. Хонда – единственная, у кого нет такой «спинки».
Идея слияния Nissan и Honda исходила от нескольких протекционистских советников премьер-министра Синдзо Абэ – тех же самых, которые некоторые теории связывают со скандальным арестом японской прокуратурой бывшего босса Renault-Nissan Карлоса Гона. Однако Honda категорически отвергла эту идею именно из-за сложных отношений Nissan с Renault (французы фактически являются крупнейшим акционером своего японского партнера). Nissan, с другой стороны, оправдал свой отказ необходимостью прежде всего укрепить существующие альянсы. «Альянс между Nissan и Honda может показаться значимым только людям, которые вообще не разбираются в автомобильной промышленности», – сказал один из руководителей Nissan, который больше не работает в компании.
Основная часть прибыли Honda поступает от производства мотоциклов, а не автомобилей.
На практике возможности разделения затрат в таком альянсе будут очень ограничены, потому что уникальный способ, которым Honda создает свои автомобили, делает их непригодными для использования общих платформ. бизнес-модели двух гигантов также сильно различаются: Honda получает большую часть прибыли от мотоциклов, что делает ее гораздо более неуязвимой для экономических кризисов, чем Nissan. Компания также является крупнейшим в мире производителем двигателей, в том числе для лодок, косилок и даже небольших самолетов.
Что касается электрического привода, то Nissan – один из пионеров в мире, тогда как Honda, как и Toyota, до недавнего времени отвергала его и инвестировала в развитие водородной технологии.
У двух гигантов также разные подходы к автономному вождению: Renault-Nissan стал партнером Waymo, дочерней компании Google, а Honda инвестировала в Cruise, беспилотный проект General Motors.