Главная » Справочные материалы » Механизмы системы охлаждения.

Механизмы системы охлаждения.

чиллеры Дантекс

Общие сведения по уходу за системой охлаждения

В процессе эксплуатации тракторного двигателя на стенках системы охлаждения отлагается накипь. Слой накипи нарушает теплообмен между нагретыми деталями двигателя и охлаждающей Жидкостью, затрудняет проход ее по каналам водяной рубашки, а при значительной толщине может привести к аварии двигателя.

Чтобы предупредить образование накипи, нужно обработать охлаждающую жидкость прежде, чем залить ее в систему охлаждения.

Существует несколько способов предварительной обработки жидкости. Один из них — применение противона-кипиых присадок. В условиях эксплуатации используют следующие виды присадок (антинакипины).

  1. Гексамет (гексаметофосфат натрия), который разбавляют в воде из расчета 3 г (или 2—3 см3) на 1 л.
  2. Суперфосфат или тринатрийфосфат — 1 г (или 1,0— 1,2 см3) на 1 л воды.
  3. Двухромовокислый калий (хромпик) — 3—5 г на 1 л воды (хромпик ядовит, работать с ним надо осторожно).
  4. Водяной настой сена или зеленой травы. Настой делают так: 2 кг сена или 10 кг травы замачивают в шестиведерной бочке в течение 1—2 суток, затем настой фильтруют и разбавляют его водой из расчета 0,15 л настоя на 1 л воды.

Другой способ предварительной обработки охлаждающей жидкости — умягчение воды. Здесь тоже может быть несколько приемов.

  1. Кипячение воды в течение 30—40 мин (не менее) с последующими отстаиванием и фильтрацией через плотную ткань.
  2. Повторное использование воды, ранее применявшейся в системе охлаждения двигателя (после отстаивания и фильтрации).
  3. Для промышленного охлаждения объектов, где хранятся продукты, зерно или другие запасы пищи, а также для помещений, используемых для технических нужд и ремонта автомобилей или другой техникик используются чилеры. В каталог чиллеров можно найти чилеры мощностью от от 5 до 7036кВт.
  4. Добавление ОД г извести или 0,6 г. кальцинированной соды или 1 кг растительной золы на 10 л воды. Этот прием умягчения проводят в такой последовательности. Воду заливают в бак, имеющий на высоте 20—30 см сливной кран и в днище спускной кран для удаления шлама, и добавляют в воду требуемое количество умягчителя. Раствор тщательно перемешивают и отстаивают в течение 4—5 ч. Умягченную воду сливают в чистую тару, а шлам удаляют. После фильтрации воду можно использовать.

Для умягчения воду также обрабатывают в специальном аппарате (глауконитовый фильтр) с применением глауконита, сульфированных углей (ГОСТ 5596—51) или синтетических смол (ионнообменные материалы КУ-1, КУ-2 и вофатиты). Процесс умягчения заключается в однократной фильтрации воды через один из указанных материалов. Разработан также способ магнитной обработки воды в специальном аппарате — воронке.

Перед использованием умягченной воды или воды с присадками актинакипина надо обязательно удалять из системы охлаждения двигателя шлам. Для этого’составляют раствор (из расчета на 1 л воды):

  • технический тринатрийфосфат — 15,0г,
  • едкое кали — 20,0г,
  • накипеудалитель (см. ниже) — 2,5г

Этим раствором заправляют систему охлаждения, запускают двигатель и прогревают его до температуры раствора 60—70° С. После остановки двигателя раствор сливают и приступают к удалению накипи.

Следует иметь в виду, что накипь, отлагающаяся на стейках системы охлаждения, содержит в себе карбонатные, гипсовые и силикатные отложения. Каждое из этих отложений хорошо удаляется лишь под влиянием соответствующих растворов. Содовые растворы удаляют маслянистые вещества, силикатные и гипсовые отложения, но почти не влияют на карбонатные. Последние же хорошо растворяются кислотными накипеудалителями. Поэтому накипь удаляют несколькими растворами в несколько приемов: вначале применяют содовые растворы, а затем кислотные.

Раствор содового накипеудалителя должен иметь один из следующих составов (из расчета на 1 л воды):

  • стиральная сода — 100 г
    керосин — 50г
  • каустическая сода — 75г
    керосин — 25г
  • контакт Петрова (ГОСТ 463—53) — 70—100 г
  • размельченный технический тринатрий-фосфат — 75 г
  • едкое кали. — 10г
    технический нитрат натрия — 12г

После заправки одним из указанных растворов двигатель запускают и работают на тракторе в течение смены, после чего раствор сливают.

Наиболее распространенным кислотным накипеудали-телем является 36-процентный раствор молочной кислоты. Пользуются им так. Вначале составляют раствор из расчета 1 кг 36-процентной молочной кислоты на 5 л воды и заливают его в систему охлаждения двигателя. Затем раствор подогревают до температура 30—40° С (при этом наблюдается активное выделение углекислоты) и, как только выделение пузырьков газа прекратится, на-кипеудалитель сливают.

Можно применять также 4-процентный раствор товарной ингибированной соляной кислоты (ВТУ 2345—50). Раствор заливают в систему охлаждения и прогревают двигатель на средних оборотах до 40—50° С. После 15— 20 мин работы двигатель останавливают и раствор сливают. При повышенной концентрации кислоты (до 8%), которую можно применять лишь при больших отложениях накипи, в раствор обязательно добавляют уротропин из расчета 25 г на 1 л воды.

После удаления накипи систему охлаждения промывают чистой водой и заполняют охлаждающей жидкостью. Жидкость заливают до появления течи из контрольной трубки в горловине радиатора.

Охлаждающая жидкость, ‘содержащая хлор или сернокислые соли, разрушает латунные трубки радиатора. Для устранения этого в жидкость следует добавлять жидкое стекло (ГОСТ 962—41) из расчета 10 г на 1 л воды.

При подготовке трактора к осенне-зимней эксплуатации из системы охлаждения удаляют накипь, промывают ее, а затем заполняют антифризом 40 для работы при температуре до минус 35°С и антифризом 65 (ГОСТ 159—52) для работы при температуре ниже минус 35° С. Систему заполняют жидкостью на 5—8% по объему меньше ее емкости. Через каждые 60 ч работы уровень антифриза и его плотность проверяют по ареометру. Плотность должна быть 1,055—1,100 при температуре 20° С (поправка 0,006 на 1°С). В случае отклонения плотности от нормальной в систему доливают или чистую умягченную воду, или этилеигликоль. При большом отклонении плотности антифриз заменяют свежим. Антифриз ядовит, поэтому при переливании с помощью шланга нельзя засасывать его ртом. Тару с антифризом следует помечать: «яд — антифриз». После работы сантифризом руки надо тщательно вымыть с мылом.

На длительное время трактор ставят так, чтобы радиатор был наклонен вперед в подветренную сторону. Охлаждающую жидкость при этом сливают в отдельную тару, краники оставляют открытыми. После слива жидкости вал двигателя прокручивают, чтобы полностью удалить ее остатки из системы.

У трактора Т-40, имеющего воздушную систему охлаждения двхггателя, периодически (при технических уходах № 2 и № 3) очищают и промывают в керосине дефлектор, ротор и другие детали.

Радиатор системы охлаждения наиболее податлив механическим повреждениям. Вместе с тем устранение неисправностей элементов радиатора — весьма трудоемкая и кропотливая операция. Особой тщательности требует проверка герметичности радиатора, которая заключается в основном в гидравлическом его испытании. Общее пра-еило проверки таково: новый или отремонтированный радиатор при гидравлическом испытании не должен подтекать в течение 3—5 мин. В таблице 10 даны для тракторов различных марок значения давлений, при которых ведется гидравлическое испытание.

Таблица 10

Марка трактора Давление, кГ/см2
Т-100М, Т-38 Т-74, ДТ-75, ДТ-54А, «Беларусь», 1.0—1,4
Т-28, ДТ-20 0,5-1.0

Сердцевины радиаторов испытывают под давлением не менее 1 кГ/см2; течи не должно быть в продолжение 3—5 мин. Паровоздушный клапан радиатора трактора T-100M испытывают на герметичность при избыточном давлении 0,3 кГ/см2 и разрежении ОД—0,4 кГ/см2.

При ремонте радиатора поврежденные элементы восстанавливают или заменяют новыми. Наиболее частому ремонту подвержены сердцевины радиаторов, в частности трубки сердцевин. Во избежание длительных простоев трактора прибегают к заглушиванию небольшой части трубок пайкой. Количество заглушенных трубок не должно превышать 5% от их общего числа. Допускается установка составных трубок (из двух частей), причем количество составных трубок не должно быть более 20% от их общего числа. Сердцевины радиатора не должны иметь вмятин на пластинах (это препятствует потоку воздуха), а резьбовые соединения — забитой или сорванной резьбы.

Проверяют состояние соединительных шлангов и патрубков. Жалюзи Ульяновск радиатора должны поворачиваться на 90° от усилия руки, приложенного к рычагу ползунка.

Регулировка натяжного устройства вентилятора

Ремень вентилятора должен быть так натянут, чтобы во время работы он не пробуксовывал (при ослабленном натяжении) и не создавал большой нагрузки (при большом натяжении) на валы шкивов. Неправильное натяжение приводит к быстрому износу и выходу из строя подшипников, вала и ремней.

В процессе работы ремень растягивается, поэтому необходимо систематически проверять и, если надо, регулировать его натяжение. Для проверки надавливают на ремень рукой в средней части пролета между шкивами. При этом ремни вентилятора двигателя КДМ-100 прогибаются на 40 мм, ремии вентилятора двигателей СМД-14А и Д-54А — на 15—20 мм, если нажать большим пальцем (усилие 5—7 кГ). Ремень вентилятора двигателя Д-37М прогибается на 10—15 мм от усилия 3 кГ, приложенного посредине верхней ветви.

Для двигателя ЯМЗ-238НБ величина прогиба при нажатии на ремень с усилием 3 кГ должна быть: у ремня привода водяного насоса: 10—15 мм, генератора: 10—15 мм, компрессора: 4—8 мм.

Для контроля за натяжением ремней вентиляторов двигателей Д-18 и Д-50 к лопасти вентилятора на рас-стоянии мм от края Подвешивают груз 8 кг. При нормальном натяжении ремней вентилятор должен медленно вращаться.

У двигателей СМД-14А Д-54А и других натяжение ремня регулируют роликом. Для этого ослабляют гайку крепления оси ролика, поджимают ролик снизу так, чтобы его ось поднялась по пазу кронштейна до требуемого натяжения, и в этом положении затягивают гайку.

У двигателя КДМ-100 натяжное устройство находится в одном узле с вентилятором, и задачу натяжного ролика выполняет его блок из двух шкивов.

У некоторых двигателей вместо натяжного ролика используют корпус генератора с приводным шкивом. При регулировании ослабляют болты, удерживающие корпус генератора в одном положении, и завинчиванием установочного болта поворачивают генератор, добиваясь нужного натяжения. По окончании этой операции болты стопорят (контргайками или другими устройствами).

Устройство для регулирования натяжения ремня системы воздушного охлаждения двигателя Д-37М показано на рисунке 33. Корпус генератора со шкивом 3 выполняет функции натяяшого ролика. Чтобы изменить натяжение, достаточно ослабить гайку 2 и планкой 1 повернуть корпус генератора на нужную величину. После этого гайку 2 нужно затянуть до отказа.

Натяжение ремня привода водяного насоса двигателя ЯМЗ-238НБ регулируют с помощью прокладок, установленных под съемной боковиной шкива насоса. Чтобы увеличить натяжение, отвертывают три гайки крепления боковины, снимают последнюю и удаляют одну-две регулировочные прокладки. После этого боковину устанавливают на место, причем снятые прокладки для сохранения устанавливают под гайки снаружи.

Ремень привода компрессора натягивают специальным устройством (натяжителем). Для изменения натяжения достаточно ослабить гайки шкива и болта натяжителя и, вращая винт-барашек, установить требуемое натяжение. После этого гайки нужно затянуть.

Проверка и установка термостата

Термостат в системе охлаждения двигателя предназначен для автоматического регулирования температуры воды путем изменения направления потока жидкости. Если температура воды на выходе из двигателя ниже 70° С, термостат направляет ее на вход к водяному насосу, минуя радиатор. Если температура воды близка к нормальной (85—95°С), термостат направляет всю воду через радиатор и далее к водяному насосу. В пределах от 70 до 95° С часть потока воды поступает сразу к водяному насосу, а часть — через радиатор, так как термостат при такой температуре не полностью перекрывает проход воды к водяному насосу.

В сильфоне 2 (рис. 34) находится 10 см3 15-процентного раствора этилового спирта. При повышении температуры воды, окружающей термостат, раствор испаряется, его пары давят на стенки сильфона, разжимая их. Шток 5 поднимается вверх с центральным клапаном 6, открывая проход горячей воде к радиатору. Одновременно боковой клапан 4 перекрывает движение воды из водяной рубашки двигателя к насосу, минуя радиатор. Таким образом, у охлажденного двигателя (сильфон термостата сжат) центральный клапан 6 плотно примыкает к корпусу 3, а боковой клапан, как показано на рисунке, не соприкасается с корпусом, оставляя в нем открытыми боковые окна. Этим обеспечивается поступление воды, помимо радиатора, к водяному насосу. У прогретого двигателя, наоборот, центральный клапан не соприкасается с корпусом, а боковой плотно перекрывает боковые окна. На рисунке 34 пунктирными стрелками показано движение воды при открытом центральном клапане, сплошным— при закрытом.

Признаком неправильной работы термостата является замедленный прогрев воды после запуска двигателя и низкая (меньше 70°С) температура воды на выходе из водяной рубашки при работе двигателя с небольшой нагрузкой. Основной вид неисправности — нарушение герметичности сильфона (при этом термостат даже при переохлажденном двигателе перепускает воду к радиатору).

Для проверки термостата надо слить часть воды из системы и снять верхнюю часть коробки термостата (у КДМ-100 снимают крышку водоотводящей трубы). У термостата с нарушенной герметичностью сильфона центральный клапан 6 всегда открыт. Легко потягивая за клапан и надавливая на него, можно убедиться в том, что полость сильфона сообщается с окружающей средой. Термостат с поврежденным сильфоном заменяют исправным.

Если центральный клапан оказался закрыт, то продолжают проверку термостата. Для этого его опускают вместе с термометром (со шкалой до 100° С) в сосуд с водой, а воду нагревают. Исправный термостат должен начать открываться при температуре 70° С (у термостатов двигателя КДМ-100 — при 75°С). Полнбе открытие центрального клапана, когда его полный ход достигнет не менее 9 мм, должно наступить при 83—85° С. Если у проверяемого термостата показатели другие, то его заменяют исправным.

При установке термостата в коробку надо тщательно проверить состояние резинового уплотнительного кольца. Если оно неисправно, его заменяют.

В холодное время года требуется внимательно следить за системой охлаждения при сильных морозах. Надо иметь в виду, что в период прогрева двигателя, когда температура воды ниже 70° С, радиатор отключен от водяной рубашки двигателя и в нем вода быстро охлаждается до замерзания. Чтобы это предотвратить, надо жалюзийны-ми створками или брезентовой шторой своевременно и правильно регулировать количество засасываемого воздуха. Надежным средством утепления радиатора является ватный чехол. Нормальная температура воды в системе охлаждения должна быть 85—95° С.

Добавить комментарий