Главная » Справочные материалы » Пути повышения надежности сельскохозяйственных машин

Пути повышения надежности сельскохозяйственных машин

Выпускаемые промышленностью сельскохозяйственные машины обладают свойствами, определяющими их работоспособность и надежность.

Снижение и потеря работоспособности сельскохозяйственных машин — результат возникновения неисправности их деталей. Основные причины неисправностей: изнашивание поверхностей, деформационное, усталостное, коррозионное разрушение и др.

По причине изнашивания выходят из строя рабочие органы машин, подшипники приводов и колес, цепные и шестеренчатые приводы, нарушаются посадки в соединениях деталей.

В процессе эксплуатации машин деформируются или ломаются участки основной рамы с полной утратой работоспособности. Эти деформации и разрушения являются следствием силовых (статических и динамических) воздействий, вызывающих увеличение напряжений в материале деталей, превышающих допустимые значения.

Частой причиной отказов сельскохозяйственных машин являются разрушения деталей из-за усталостных явлений и снижения прочности; изменения размеров, формы и взаиморасположения деталей вследствие изнашивания поверхностных слоев; деформация деталей и заклинивание подвижных сопряжений; разрушение и повреждение деталей под действием коррозии и износных явлений.

Коррозионному или деформационному разрушению подвержены узлы, выполненные из тонколистовой стали или из таких материалов, как нержавеющая лента или металлы жестких закалок.

Кроме того, в сельскохозяйственных машинах чаете возникают отказы из-за нарушения регулировок и повреждения креплений отдельных деталей.

Работоспособность машины поддерживается системой мероприятий технического обслуживания и ремонта. При техническом обслуживании выполняют комплекс регулировочных и оргаиизационно-технологических операций. С течением времени, когда работоспособность машины невозможно восстановить только путем технического обслуживания, требуется разборка узлов и агрегатов с заменой деталей — ее направляют в ремонт.

В зависимости от конкретных условий хозяйства применяют следующие схемы организации ремонта сельскохозяйственных машин:

  1. Текущий ремонт машин выполняют на полевом стане силами механизаторов, сложный — на специализированном участке центральной ремонтной мастерской с помощью специализированного звена слесарей.
  2. Текущий ремонт выполняет специализированное звено слесарей машинного двора, бригады (отделения), сложный — специализированное звено слесарей на спец-участке центральной ремонтной мастерской.
  3. Все машины ремонтирует специализированное звено слесарей на специализированном участке центральной ремонтной мастерской.

При выборе схемы организации ремонта учитывают конструктивные особенности машин и отдаленность центральной ремонтной мастерской от полевых станов бригад и отделений.

Почвообрабатывающие машины обычно ремонтируют на полевых станах тракторных бригад. Отдельные узлы и детали (лемехи, диски бороны, лапы культиваторов и др.) отправляют в центральную мастерскую, где имеется соответствующее оборудование.

Посевные и посадочные машины при незначительном удалении полевого стана от центральной мастерской ремонтируют в мастерской и только в некоторых случаях, при необходимости выполнения разборочно-сборочных работ и замене изношенных и поломанных деталей,— на полевых станах бригад и отделений.

Если центральная мастерская находится на большом расстоянии от полевого стана бригады (отделения), машины ремонтируют на пунктах технического обслуживания бригады (отделения), а сложные узлы — в центральной мастерской.

Машины для внесения удобрений и машины по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур ремонтируют в центральной ремонтной мастерской с помощью специализированных звеньев слесарей.

В центральных ремонтных мастерских узлы и детали ремонтируют на специализированных рабочих местах. !)то позволяет обеспечить высокое качество ремонта, снизить ого стоимость; увеличить использование оборудовании, приспособлений, запасных частей, сократить сроки пребывания машины в ремонте.

Общая технологическая схема ремонта машин в мастерских приведена ниже.

Технологическая схема ремонта машин в ремонтных мастерских колхозов и совхозов

Ремонт сельскохозяйственных машин предствляет важное звено в общей системе поддержания машинно-трактороного парка в работоспособном состоянии.

При ремонте машин одновременно возможна их модернизация и проведение мероприятий по повышению долговечности, Основные пути решения этой задачи следующие:

  1. Обеспечение сохраняемости ремонтного фонда, поступающего п мастерский колхозом и совхозов. Организуют соответствующие склады и площадки, применяют различные подставки и подкладки, антикоррозионные смазки и другие средства.

    Особое внимание уделяют защите от коррозии ремонтного фонда деталей машин.

  2. Выполнение разборочных работ при условиях, исключающих повреждение деталей и разукомплектовку пар. При разборочных работах рекомендуется использовать средства механизации (гидравлические съемные приспособления, прессы и др.), а также различные контейнеры для сохранения комплектов деталей соответствующих узлов и агрегатов. Запрещается раскомнлек-товывать пары шестерен конечных и других передач и т.д.
  3. Внедрение эффективной мойки и очистки деталей от различных загрязнений. Необходимо использовать современные моечные машины и установки, новые комплексные моечные препараты, содержащие поверхностно-активные компоненты, обеспечивать заданные режимы мойки.
  4. Контроль и дефектация изношенных деталей машин. Учитывая новые технические условия на ремонт машин с повышенным ресурсом, в мастерских расширяют номенклатуру деталей, подвергаемых сплошному контролю, применяют предельные (пробки, калибры, скобы) и универсальные (индикаторы, микрометры) измерительные инструменты.
  5. Сплошной контроль размеров и геометрии рабочих поверх-ностей базовых деталей машин, восстановление и стабилизация их размеров.
  6. Внедрение входного контроля, особенно новых деталей, а также динамической балансировки измельчающих, молотильных барабанов, карданных валов, муфт сцепления и других узлов и деталей на специальных машинах БМ-У4.
  7. Обеспечение регламентированных посадок, усилий затяжки и сборки резьбовых соединений, а также других требований в соответствии с типовой технологией сборки машин.
  8. Обеспечение хорошей герметизации агрегатов и узлов при их ремонте. Заменяют ‘сальниковые уплотнения, устраняют коробление плоскостей разъемов деталей, восстанавливают изношенные резьбовые крепления, применяя специальный прокладочный материал ЛАСП, прокладки из поронита и герметизирующие пасты У-20А, УН-25, УН-01.
  9. Стендовая обкатка и испытания собранных узлов и агрегатов машин. Выявляют посторонние шумы и стуки, повышенный нагрев, течь масла, нарушение регулировок и др.
    После обкатки проводят контрольный осмотр машин, при необходимости — повторное испытание; заменяют смазку и промывают агрегаты дизельным топливом.
  10. Повышение качества окраски ремонтируемых машин, а следовательно, их сопротивляемости коррозии. Снимают старую окраску в горячих щелочных ваннах, применяют эффективные грунты и эмали, окрашивают отдельно агрегаты (до общей сборки машин) и машины в целом (после обкатки и испытаний) с применением новых методов окраски (в электростатическом поле, гидродинамическим распылением и др.).

Благодаря проведению комплекса мероприятий многие мастерские колхозов и совхозов не только восстанавливают, но и повышают послеремонтный ресурс отремонтированных машин по сравнению с новыми.

Цитата Льва Алексеевича Лабуренко и Василия Николаевича Винокурова из книги «Ремот сельскохозяйствнных машин»

Последовательное и неуклонное осуществление аграрной политики партии и советского государства, направленной на дальнейшее укрепление материально-технической базы сельского хозяйства, создало условия для комплексной механизации всех сельскохозяйственных процессов.

За время, прошедшее после мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, наметившего пути неуклонного подъема сельскохозяйственного производства, почти полностью обновился машинно-тракторный парк, улучшился его качественный состав, возросла доля машин большой мощности, грузоподъемности и производительности. Энергетические мощности колхозов и совхозов достигли 525 млн. лошадиных сил, а энерговооруженность труда одного работника увеличилась в 2,5 раза.

В XI пятилетке произойдут дальнейшие количественные и качественные изменения машинно-тракторного парка колхозов и совхозов: хозяйства получат много конструктивно-новых мощных тракторов, а также сельскохозяйственных машин более высокой производительности, с повышенной шириной захвата.

Оснащение сельскохозяйственного производства новейшей техникой требует постоянного соверпинствования системы ремонта машин.

В настонщее премя и колхозах и совхозах нашей страны действуют и планово-предупредительная система технического обслуживании и ремонта машинно-тракторного парка.

Эта система включает периодические осмотры и диагностику, техническое обслуживание в процессе эксплуатации, ремонт, обкатку и хранение машин.

Книга поможет сельским механизаторам в совершенстве овладеть современной технологией ремонтного производства, шире использовать достижения науки и передового опыта.

© Россельиздат, 1981, город Электросталь.

Добавить комментарий