Нормирование средств технического обслуживания, ремонта и хранения машинно-тракторного парка

С повышением уровня механизации сельскохозяйственного производства, а также количественным и качественным ростом МТП необходимо рационально использовать технику. Для эксплуатации МТП в соответствии с современными требованиями следует правильно проводить техническое обслуживание и ремонт машин.

В связи с этим построены:

  1. в совхозах и колхозах — центральные ремонтные мастерские (ЦРМ), пункты технического обслуживания (ПТО), автогаражи с профилакториями и машинные дворы для хранения техники;
  2. в организациях Госагропрома СССР специализированные ремонтные предприятия, станции технического обслуживания автомобилей и энергонасыщенных тракторов;
  3. в межхозяйственных объединениях — центральные базовые хозяйства и территориальные станции технического обслуживания МТП.

В хозяйствах необходимо с учетом количества и качества тракторов и автомобилей определить научно обоснованную потребность в капитальных вложениях для реконструкции действующих и строительства новых объектов, а также в ремонтно-техническом оборудовании. В сравнении со специализированными транспортными средствами, Ремонт Форд Мондео, техническое обслуживание и его эксплуатация будут обходиться на 35-42% дешевле, чем в аналогичной ситуации со спецтехникой.

Рис. 14. Структура производственной базы центральной усадьбы совхоза для проведения технического обслуживания, ремонта, хранения и обеспечения топливо-смазочными материалами МТП (в числителе дано значение показателя, указанного в скобках, а в знаменателе приведена ориентировочная сметная стоимость, тыс. руб., различных помещений, складов и других объектов, входящих в секторы)

Производственную базу технического обслуживания и ремонта планируют в соответствии с типовыми проектами, разработанными для хозяйств с числом тракторов в парке, равным 25 … 200. В зависимости от размера хозяйств и условий базирования сельскохозяйственной техники выбирают один из трех типов проектов ремонтно-технической базы:

  1. — для хозяйств с размещением техники в каждом отделении (бригаде), где оборудован пункт технического обслуживания МТП. В производственную базу центральной усадьбы входят центральная ремонтная мастерская (ЦРМ), машинный двор, нефтесклад и автогараж с профилакторием;
  2. — для хозяйств, где на центральной усадьбе базируют технику одного из отделений (бригады). Наряду с ЦРМ, машинным двором, нефтескладом и автогаражом располагают зону кратковременной стоянки машин (часть пункта технического обслуживания). Во всех остальных отделениях (бригадах) оборудуют пункт технического обслуживания (ПТО);
  3. — для хозяйств, где техника сосредоточена в одном месте, производственная база состоит из ЦРМ, машинного двора, автогаража с профилакторием и нефтесклада с постом заправки и стоянки машин между сменами (рис. 14).

Секторы производственной базы ТО и ремонта тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин, ТО и ремонта автомобилей, хранения тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин (а также хранения нефтепродуктов) различают по мощности ЦРМ, вместимости гаража, площадям теплой стоянки и навеса для храпения техники, а также вместимости нефте- и материально-технического склада.

Организацию ТО машинно-тракторного парка в колхозах и совхозах проводят на пунктах технического обслуживания отделения (бригады), центральных производственных базах (ЦПБ) ТО центральных усадеб хозяйства, станциях технического обслуживания тракторов (СТОТ) в РАПО, технических комплексах межхозяйственных объединений (ТК МХО)

Рис. 15. Структура пункта технического обслуживания машинно-тракторного парка в отделении или бригаде (дана ориентировочная сметная стоимость (для парка 20 и 30 тракторов)

На рисунке 15 показана структура пункта технического обслуживания. В секторе технического обслуживания предусматривают проведение ежемесячных, периодических и сезонных технических обслуживаний, за исключением ТО-3.

Мастерские ПТО работают в тесном взаимодействии с центральной ремонтной мастерской и предназначены для проведения периодического обслуживания, ТО-1 и ТО-2, сезонного технического обслуживания, эксплуатационного ремонта и диагностики тракторов и комбайнов, а также ремонта несложных сельскохозяйственных машин.

Центральные производственные базы ТО хозяйств контактируют с ремонтными предприятиями Госагропрома СССР либо непосредственно, либо через обменные пункты.

Совхозы и колхозы снабжаются сложной техникой (тракторами К-701, Т-150К и другими машинами). Поэтому важно использовать материально-техническую базу и инженерную службу предприятий Госагропрома СССР для капитального и текущего ремонта машинно-тракторного парка хозяйств.

В соответствии с формами организации ТО создают материальную базу, включающую комплекты средств технического обслужива ния машинно-тракторного парка (КСТО):

  1. КСТО-1 — для ПТО в отделениях (бригадах), а также произ водственных баз на центральных усадьбах, где не проводят комп лексное диагностирование машин;
  2. КСТО-2 — для производственных баз ТО машин центральных усадьбах хозяйств, на которых проводят комплексное диагности рование;
  3. КСТО-3 — для СТОТ объединений Госагропрома СССР, тех нических комплексов межхозяйственных объединений и крупных центральных производственных баз хозяйств.

Вместе со стационарными объектами применяют передвижные средства технического обслуживания: механизированные заправоч ные агрегаты (МЗА); агрегаты технического обслуживания (АТО); передвижные диагностические установки (ПЦУ); передвижные ремонтные мастерские (ПРМ).

Пользуясь нормативами таблицы 88, можно определить необхо димое число средств технического обслуживания МТП по формуле

Xp = 0,01HpXj

где 0,01 — постоянный коэффициент, применяемый при разработке нормативом на 100 тракторов; Hp — норматив р-го средства технического обслуживания МТП колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий республики; X, — число тракторов p-го типоразмера в потребном парке на отчетный период (в физическом исчислении).

Таблица 88. Нормативы * потребности в средствах технического обслуживания машинно-тракторного парка (в расчете на 1000 физических тракторов)

Республика Необходимое число средств ТО
КСТО-1 КСТО-2 КСТО-3 агрегат технического оборудования АТО-А механизированный заправочный агрегат передвижная ремонтная мастерская передвижная диагностическая установка
РСФСР 2,07 0,96 0,47 2,10 2,31 2,44 0,53
Украинская 2,68 1,50 0,40 1,45 2,09 2,46 0,51
Белорусская 1,40 2,01 0,15 1,50 2,31 2,50 0,51
Узбекская 1,50 0,47 0,33 1,44 1,56 2,00 0,43
Казахская 2,88 0,41 0,72 2,56 2,20 2,45 0,73
Грузинская 1,28 1.45 0,34 1,20 1,10 2,50 0,53
Азербайджанская 2,74 0,54 0,20 1,25 1,00 2,40 0,56
Литовская 2,43 2,35 0,11 1,73 1,38 2,39 0,49
Молдавская 3,40 0,36 0,15 1,70 1,24 2,30 0,48
Латвийская 1,82 2,01 0,31 1,70 1,65 2,40 0,43
Киргизская 2,52 0,31 0,53 1,90 1,60 1,95 0,55
Таджикская 2,58 0,33 0,56 1,10 1,70 2,00 0,43
Армянская 2,82 0,54 0,24 1,00 1,10 2,50 0,51
Туркменская 1,68 0,70 0,14 1,63 1,80 1,90 0,45
Эстонская 3,21 1,32 0,33 1,80 1,20 2,30 0,50

* По данным, разработанным НИИПиН и ГОСНИТИ и утвержденными соответствующими сельскохозяйственными органами. — Прим. автора.

Например, потребный парк тракторов всех типоразмеров Белорусской ССР составил 135,9 тыс. машин. Исходя из нормативов потребности (см. табл. 88), необходимое число средств ТО МТП равно 1903 (КСТО-1), 2732 (КСТО-2), 204 (КСТО-3), 2038 (АТО-А), 3139 (МЗА), 3398 (МПР) и 693 (ПДУ).

Сниженику потребности в производственной ремонтной базе способствует создание специализированных ремонтных предприятий и цехов Госагропрома СССР по ТО энергонасыщенных тракторов, ряда сложных комбайнов. На долю этой службы приходится /з объема капитального ремонта тракторов колхозов и совхозов.

Предельный срок выполнения капитального ремонта тракторов, автомобилей и комбайнов на предприятиях Госагропрома СССР по нормативам должен составлять не более 30 дней, а текущего ремонта — 15 дней. Для энергонасыщенных тракторов типа К-701, Т-150К, Т-130 и большегрузных автомобилей типа КамАЗ эти сроки соответственно равны 40 и 25 дням. Полнокомплектный ремонт технологического оборудования животноводческих ферм и комплексов предусмотрено выполнять не более 45 дней. Гарантийные сроки исправной работы отремонтированных машин и агрегатов составляют; для тракторов — 18 мес.; дизелей тракторов, комбайнов и других самоходных машин — 24; зерноуборочных комбайнов — 18 (при хранении на открытых площадках) и 24 мес. (при хранении под навесом и в закрытых помещениях).

Взаимоотношение сторон определено Положением о порядке заключения и исполнения договоров на выполнение работ по производственно-техническому обслуживанию колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций районными (межрайонными) производственными объединениями и специализированными подразделениями РАПО.

На каждый рубль затрат по эксплуатации МТП в колхозах и совхозах приходится 0,35…0,40 руб. на ремонт, техническое обслуживание МТП. Это свидетельствует о тех крупных резервах, которыми располагает сельскохозяйственная техника по повышению технического уровня и ее качества.

Добавить комментарий