Цель и содержание работы. Закрепить знания по устройству подборщика барабанного типа, полученные на теоретических занятиях. Научиться разбирать, собирать, устанавливать на жатку комбайна и регулировать барабанный подборщик. Изучить особенности устройства, установки и регулировки полотенно-транспортерного подборщика.
Опытные грузчики в Краснодаре быстро и качественно сделают свою работу. Цены вас порадуют.
Оборудование рабочего места. Подборщик барабанного типа 54—102; полотенно-транспортерный подборщик ППТ-3 и жатка комбайна СК-5 «Нива» или СКД-5 «Сибиряк»; ключи гаечные 8Х ХЮ, 10X12, 12X14, 17Х 19 и сменные головки на 10, 12, 14, 17 мм; ключ специальный для конусных втулок подшипников; молоток; наставки для запрессовки манжет и подшипников; плоскогубцы; зубило; рулетка; отвертка; щуп.
Последовательность выполнения работы. Повторить общее устройство подборщика барабанного типа (рис. 16). Вспомнить названия основных частей и найти их на подборщике: каркас с опорными балками 10, боковые щитки 11, опорные башмаки 9, подбирающий механизм и привод.
Рассмотреть устройство подбирающего механизма (рис. 17), состоящего из центрального вала 1, четырех труб граблин 20, установленных левыми концами в опорном диске 18 и опирающихся на две опоры 22, 23. Для поворота труб граблин на цапфы 16 установлены кривошипы 3 с роликами 4, скользящими по беговой дорожке 15. Ролики закрываются корпусом 14, образующим вместе с опорным диском 18 закрытый резервуар, заполненный трансмиссионным маслом. Центральный вал 1 выполнен из трубы с вваренными в нее цапфами. С левой стороны он опирается на два радиальных однорядных шарикоподшипника 28, установленных в ступице беговой дорожки 15, с правой стороны — на двухрядный сферический шарикоподшипник. Ступица беговой дорожки опирается фланцем 10 на опорную балку 11.
На упорах, приваренных к трубам, привернуты подбирающие граблины 14 (см. рис. 16), располагающиеся в зазорах между скатами 12. При вращении центрального вала подборщика ролики, обкатываясь по беговой дорожке, сообщают концам подбирающих граблин траекторию движения, при которой граблины поднимают валки со стерни, перемещают хлебную массу в направлении шнека жатки, а затем уходят под скаты.
Разборка, сборка и установка подборщика на жатку комбайна
Разобрать подборщик барабанного типа:
- От-игрнуть болты крепления и снять левый и правый боковые щитки И || опорные башмаки 9 (см. рис. 16).
- Вывернуть болты крепления скатов и снять скаты 12.
- Отвернуть гайки на болтах крепления крышки правого подшипника центрального вала к корпусу, снять крышку и отпустить | лику крепления подшипника на разрезной конусной втулке.
- Отвернуть гайки на болтах крепления правой и левой балок подборщика к трубе каркаса, снять правую балку вместе с корпусом подшипника и отнять каркас.
- Отвернуть установочный винт 6 крепления ступицы 5 соединительной муфты на валу, снять ступицу и шпонку (см. рис. 17).
- Отвернуть гайки 9 на болтах крепления кожуха 7 к балке и снять с вала кожух.
- Отвернуть болты 2 крепления балки с фланцем к ступице бе-| оной дорожки, расшплинтовать и отвернуть гайку 8 крепления ступицы на валу и снять балку вместе с фланцем.
- Вывернуть пробку заливного отверстия в корпусе 14, слить и нанну масло, вывернуть болты 17 крепления корпуса к опорному диску 18 и снять корпус вместе с уплотнительной прокладкой.
- Снять с вала упорную втулку 13, уплотнительное кольцо 12 и ступицу с беговой дорожкой.
- Вынуть шплинты, отвернуть гайки на болтах крепления кривошипов 3 на концах труб граблин, снять кривошипы вме-| и> со шпонками. Снять с вала распорную втулку 26 и опорный диск 18.
- Расшплинтовать болты крепления крышек полуподшипников | 1 редней и правой опорам труб граблин, вывернуть болты, снять крышки вместе с верхними полуподшипниками. Снять трубы граблин.
- Замерить расстояние между осями симметрии отверстий ирш’шсй 23 и средней 22 опор и от торца вала до оси симметрии от-| fpi’inii крайней опоры. Расстояние между осями симметрии отверни: крайней и средней опор должно быть 1216±3,5 мм и от торцами,на до оси симметрии отверстий крайней опоры 100±2 мм. Снять крайнюю и среднюю опоры.
Проверка деталей подборщика и его сборка:
- Осмотреть состояние уплотнительных манжет 19 (см. рис. 17) и г. иль и.I 24 и опорном диске 18, проверить манжеты 27 в корпусе 14, в ступице беговой дорожки 15, в корпусе и крышке правого подшипника центрального вала 1.
- Проверить крепление пружинных пальцев граблин к крон-|м и’Гитм груб, их состояние и положение относительно друг друга. Концы граблнн должны находиться в одной плоскости, допустимое отклонение между двумя смежными пальцами граблин не более 10 мм.
Собрать подборщик:
- Надеть на центральный вал 1 (см. рис. 17) опору 22, установить шпонку, надеть опору 23 и закрепить болтами, выдерживая размеры 100±2 мм от торца вала до оси симметрии отверстия крайней опоры и 1216±3,5 мм между осями симметрии отверстий опор.
- Установить в подшипники трубы граблин 20. Надеть на верхние полуподшипники 21 крышки подшипников, закрепить их болтами, зашплинтовать проволокой.
- Надеть на трубы граблин шайбы 25, установить на центральный вал на шпонке опорный диск 18, вставив в его отверстия концы труб граблин, установить кривошипы с роликами и закрепить их болтами так, чтобы ролики располагались в беговой дорожке по ходу за трубами.
- Надеть на центральный вал распорную втулку 26, беговую дорожку 15, корпус 14 с прокладкой и закрепить его болтами 17.
- Надеть на центральный вал уплотнительное кольцо 12, втулку 13, стопорную шайбу и закрепить гайкой 8.
- Установить на ступицу беговой дорожки опорную балку 11, фланец 10 и закрепить их болтами 2.
- Установить на конец центрального вала на шпонке ступицу 5, закрепить ее установочным винтом 6. Установить защитный кожух 7 и закрепить гайками 9. Заполнить полость беговой дорожки летним трансмиссионным автотракторным маслом до уровня контрольного отверстия в корпусе.
- Закрепить каркас подборщика к левой балке, надеть на вал правую балку с корпусом подшипника, прикрепить ее к каркасу болтами, закрепить правый подшипник на центральном валу, затянув гайку на разрезной конусной втулке. Установить упорное кольцо в крышку подшипника, вставить болты и затянуть гайки.
- Установить скаты 12 (см. рис. 16) и закрепить их болтами.
- Установить левый и правый боковые щитки 11 и опорные башмаки 9 и закрепить их болтами.
- Провернуть за вал подбирающий механизм и проверить качество его сборки. Задевание граблин за скаты и болтов крепления граблин за внутреннюю поверхность скатов не допускается.
Установить подборщик на жатку:
- Снять предохранительный щит 5 (см. рис. 16) и цепь привода мотовила.
- Освободить крепление, снять мотовило с поддержек и закрепить тяги механизма перемещения мотовила на поддержках проволокой.
- Снять звездочку с верхнего шкива вариатора оборотов мотовила и установить на ее место шкив 1.
- Снять щечки, соединяющие головки ножа и коромысла, и сдвинуть нож вправо настолько, чтобы коромысло не касалось головки ножа.
- Сместить средние фигурные козырьки 7 днища жатки в сторону (к середине жатки) и закрепить их в этом положении.
- Вывернуть болты, которыми заглушены резьбовые отверстия на днище жатки.
- Закрепить на кронштейне левой боковины жатки натяжной шкив 2. Подложить под головку болта плоскую шайбу, а под гайку— пружинную.
- Вывернуть болт четырнадцатой секции пальцев (слева по ходу) на жатке с шириной захвата 4,1 м и с шестнадцатой секции на жатке с шириной захвата 5 м.
- Снять съемные отражатели 15, закрепленные на ветровом листе жатки, и надставки 13 спирали шнека вместе с кронштейнами.
- Установить башмаки жатки на высоту среза 130 мм для уборки нормальных валков и на 100 мм для уборки тонких или просевших в стерне валков.
- Закрепить прорезиненный диск 3 (рис. 18) на ступице центрального вала тремя болтами с пружинными шайбами, подложив под головку болтов плоские шайбы.
- Установить подборщик на днище жатки и закрепить его четырьмя болтами, привернуть к пальцевому брусу среднюю опору на каркасе подборщика.
- Напрессовать на приводной вал 1 (см. рис. 18) ступицу 2 заподлицо с концом вала и закрепить ее стопорным винтом. Надеть на вал защитный кожух, ввести свебодный конец вала в отверстие боковины жатки и прикрепить ступицу 2 приводного вала к прорезиненному диску 3 болтами. Сместить кожух приводного вала вправо и закрепить его на диске 5 болтом 4.
- Надеть на приводной вал кронштейн 4 (рис. 19) с опорным подшипником 5, прикрепить кронштейн к основанию и к верхней отбортовке боковины жатки и закрепить на валу подшипник гайкой 1. Проверить соосность вала подборщика с приводным валом и при необходимости установить шайбы между днищем жатки и опорными балками подборщика.
- Надеть на вал скобу 3 и прикрепить ее к кронштейну 4 болтами.
- Установить шкив 2 на приводной вал так, чтобы расстояние между серединой ручья и боковиной жатки было 208 мм, и закрепить его клиновой шпонкой.
- Надеть на шкивы клиновой ремень 3 (см. рис. 16) перекрестно ведомой ветвью наружу и натянуть ремень шкивом 2.
- Установить защитные щитки 6 на пальцы режущего аппарата, предохранительный щит 5 и закрепить его быстросъемным шплинтом на цапфе балки мотовила и болтами на кронштейне (см. рис. 16).
- Провернуть ведущий шкив механизма привода подборщика, убедиться в легкости вращения подбирающего барабана и прочности крепления узлов и деталей.
Особенности устройства и установки на жатку полотенно-транспортерного подборщика ППТ-3
Полотенно-транспортерный подборщик предназначен для той же цели, что и барабанный, однако он лучше работает при подборе валков легко осыпающихся культур (зернобобовых, семенников трав и др.). Ширина захвата его 3 м. В отличие от барабанного подборщика, в котором валки подбираются четырьмя вращающимися трубками с пружинными пальцами, в ППТ-3 эту операцию выполняют два независимых друг от друга транспортера из прорезиненного ремня.
Навесной подборщик ППТ-3 состоит из рамы 8 (рис. 20), транспортерного подбирающего механизма 20, боковин 16 (рис. 21), установочных кронштейнов 11 и 12, уравновешивающего устройства копирующих башмаков 19 и 20, съемника массы 13, привода подбирающего механизма, фиксирующего устройства для транспортного положения, ограждающих щитков 1 и механизма натяжения транспортеров 10.
Рама 8 (см. рис. 20) представляет собой две трубы, сваренные с помощью четырех полосок 6, которые являются направляющими для ремней транспортера. К трубам и крайним направляющим рамы приварены щеки, к которым крепятся боковины подборщика. Гребень 19 предохраняет транспортеры от набегания друг на друга. К передней трубе и гребню приварена коробка 14 привода механизма натяжения транспортеров.
Для предотвращения прогиба рамы служит растяжка-шпрен-гель 17. Она закреплена на специальных угольниках 7.
Подбирающий механизм подборщика состоит из двух независимых друг от друга транспортеров 20. Каждый транспортер представляет собой прорезиненное полотно с продольными ремнями, обеспечивающими надежность сцепления транспортера с обрези-ненными кольцами ведущего вала. На полотне закреплены жесткости 21, на которых при помощи шайб и болтов с потайной головкой крепятся пружинные пальцы 16, расположенные в шахматном порядке.
Ведущий вал 18 транспортера представляет собой трубу (диаметр 83 мм) с приваренными к ней обрезиненными кольцами. К концам трубы приварены полуоси. Одна из полуосей имеет шпоночный паз для крепления приводной звездочки.
Ведомый вал 9 состоит из двух независимых друг от друга частей. Каждый вал состоит из трубы диаметром 83 мм. Внутрь трубы вставлены и закреплены стаканы 10. В стаканах запрессованы сферические подшипники, сидящие на осях. Ось вала, обращенная к центру подборщика, приварена к ползуну 11. Ползун находится в направляющих рамы 12 и при натяжении транспортера перемещается при помощи натяжного механизма. Вторая ось вала проходит через втулку 2 (см. рис. 21), закрепленную в направляющих боковины 3, и приводится в движение винтом 17.
Боковина 16 (см. рис. 21) —штампованная из стального листа. К ней приварены втулка 2, кронштейн 4, к которому подсоединяется пружина 5 уравновешивающего устройства, планка для фиксации подборщика в транспортном положении и кронштейн для опоры натяжного винта. В боковине имеются отверстия для крепления башмаков 19 и 20, а также отверстие для ведущего и ведомого валов. К боковине прикрепляются щитки 1, предотвращающие сваливание массы с транспортера.
Установить подборщик на жатку:
- Выполнить операции 1 —10 в той же последовательности, что и при установке подборщика барабанного типа.
- Закрепить левый и’ правый кронштейны 14 (см. рис. 21) и съемник массы 13. Установить на кронштейны подборщик и закрепить его болтами.
- Снять с приводного вала кронштейн 24 (см. рис. 20) и фланцевый подшипник 2. Продеть вал свободным концом вместе с предохранительным кожухом 23 в отверстие левой боковины жатки и закрепить болтами корпус подшипника 5 на левом установочном кронштейне.
- Надеть на вал установочное кольцо, шайбу, фланцевый подшипник и закрепить кольцо винтом, а кронштейн 24 — к основанию боковины жатки и ее отбортовке.
- Надеть на приводной вал шкив 1 и закрепить его клиновой шпонкой.
- Соединить звездочки приводного и ведущего валов транспортера цепью и натянуть ее натяжным устройством.
- Установить и закрепить щиток 22 цепной передачи.
- Проверить правильность сборки подборщика, легкость вращения валов и скольжения подвижных частей, убедиться в прочности крепления узлов и деталей и приступить к выполнению регулировок.
Выполнить регулировки подборщиков:
- Отрегулировать положение подборщика по высоте. Для этого необходимо переместить опорные башмаки 19, 20 (см. рис. 21) и закрепить их в таком положении, чтобы пальцы подбирающего механизма не цепляли за почву и не допускали потерь при подборе валков.
- Натянуть полотна подборщика ППТ-3 винтовым механизмом 13 (см. рис. 20) так, чтобы при оттягивании рукой одной из граблин посредине полотна она поднималась на 30—40 мм. При натяжении полотен концы ведомых валиков необходимо перемещать равномерно, не допуская их перекоса.
- Проверить натяжение цепи и приводного ремня. Нормально натянутый приводной ремень барабанного или полотенно-транспор-терного подборщика должен иметь прогиб 10 мм при воздействии на него с усилием в 4—5 кгс (39,23—49,03 Н). Цепь привода ведущего вала полотенно-транспортерного подборщика должна слегка провисать между звездочками. Натяжение ремня производится натяжным шкивом 2 (см. рис. 16), а цепи—натяжным механизмом 10 (см. рис. 21).
- Отрегулировать натяжение пружин 5 уравновешивающего устройства так, чтобы давление на копирующие башмаки 19 и 20 было 3—5 кгс (29,41—49,03 Н). При использовании подборщика на влажных почвах давление башмаков на почву должно быть минимальным.
- Установить барабанный или полотенно-транспортерный подборщик на минимальные и максимальные обороты. Для этого необходимо завести двигатель, включить молотилку, опустить жатку с подборщиком на опорные башмаки, перевести молотилку комбайна на рабочий режим и рычагом регулировки оборотов мотовила гидроуправления комбайна перевести подбирающий механизм на минимальные обороты. Замерить тахометром обороты приводного вала. Затем рычагом гидроуправления перевести подборщик на максимальные обороты и повторить замер оборотов.
Во время подбора валков обороты подбирающего механизма устанавливаются в таких пределах, чтобы окружная скорость на концах пальцев подборщика была больше поступательной скорости комбайна примерно в 1,5 раза и обеспечивала полный подбор валков, не допуская потерь.
При больших оборотах стебли подбираемой культуры затаскиваются в подборщик. Это приводит к забиванию и потерям зерна. При малых оборотах происходит сгруживание валка перед подборщиком, что также приводит к увеличению потерь.