Рис. 80. Приспособление индикаторное для контроля шатунов: 1 — рычаг; 2 — корпус; 3, 6, 9 и 14 — индикаторы; 4 — эксцентрик; 5 — рычаг;
7 и 12 — разжимные оправки; 8 — шатун; 10 — кронштейн; 11 — упор; 13 — 14 ножевые опоры.
Основные дефекты шатунов приведены в таблице 34. Дефекта-цию шатунов производят с помощью универсальных «средств измерения и приспособлений. Диаметр отверстий, овальность и конусность верхней и нижней головок шатуна контролируют индикаторным нутромером с ценой деления на шкале 0,01 мм или пневматическим длинномером. Непа-раллельность, неплоскост-ность осей отверстий, расстояние между осями верхней и нижней головок, а также биение торцов нижней головки шатуна двигателя СМД-14 проверяют приспособлением, показанным на рисунке 80.
Приспособление состоит из корпуса 2, в верхней части которого во втулке находится разжимная оправка 7, являющаяся базой при установке шатуна 8 для контроля. Оправка может свободно поворачиваться вокруг своей оси.
Беззазорную установку шатуна на оправке обеспечивают разжимным устройством, состоящим из эксцентрика 4 с рукояткой, тяги со скосом, сухаря и шарика, расположенных внутри оправки. Резиновые кольца от выпадения удерживает сухарь. При повороте эксцентрика тяга двигается вдоль оси оправки, а шарик по скосу перемещает сухарь, который, прижимаясь к поверхности нижней головки шатуна, выбирает зазор.
В верхнюю головку шатуна устанавливают разжимную оправку 12, аналогичную по конструкции оправке 7.
При контроле шатуна измерительные поверхности оправки 12 опираются в горизонтальной плоскости на жесткий упор 11 и индикатор 5, закрепленные на кронштейне 10, а в вертикальной плоскости на ножевые опоры 13 рычага 1, шарнирно закрепленного на подвижной призме, поджимаемой вверх пружиной. Перемещение конца рычага относительно призмы определяют индикатором 3, а перемещение призмы относительно корпуса — индикатором 14.
Индикатор 9 служит для измерения скручиваемости, индикатор 3 — для измерения изгиба, индикатор 14 — для измерения меж-центрового расстояния.
Установку индикаторов «на ноль» производят по эталону. В верхней части приспособления над оправкой закреплены корпус с рычагом 5 и индикатором 6, служащим для контроля биения торцов головки шатуна.
Для уменьшения влияния конусности отверстий шатуна необходимо, чтобы плоскости разжима оправок при установке индикаторов 3 и 14 на «ноль» или проверке межцентрового расстояния изгиба шатуна были перпендикулярны оси симметрии шатуна, а при установке на ноль индикатора 9 или проверке скручиваемости— параллельны. Разработаны аналогичные приспособления для контроля шатунов двигателей Д-50, СМД-60.