Маршевая лестница представляет собой простое сооружение, состоящее из ступеней, разделенных одним или несколькими пролетами. Если в конструкции есть только одна горизонтальная площадка, ее называют одномаршевой, если две – двухмаршевой и т.д. В этой статье мы рассмотрим особенности и виды маршевых лестниц.
Конструктивные особенности маршевых лестниц
Маршевые лестницы по типу конструкции могут быть разными. Форма и количество пролетов в сооружении определяются в основном длиной межэтажного пространства и площадью самого помещения. Как правило, увесистые и габаритные лестницы с маршами используют в достаточно просторных комнатах, поскольку они занимают много места.
Сборные конструкции устроены таким образом, чтобы равномерно распределять нагрузку, создаваемую на несущие элементы сооружения. Для их производства используют износостойкие виды материалов, к которым можно отнести:
- нержавейку;
- дерево;
- гранит;
- оцинкованную сталь;
- бетон;
- стекло;
- полимерные материалы.
Основой конструкции, как правило, выступает косоур – толстая металлическая балка, к которой впоследствии крепятся другие элементы лестницы. Для комфортного перемещения по сооружению, ширина марша не должна быть меньше 100 см, а длина – больше 70 см.
Маршевые лестницы. Типы конструкций
Для больших частных домов оптимальным вариантом станет изделие, в котором будет от двух до трех пролетов. Благодаря горизонтальным площадкам удается уменьшить крутость лестницы, соответственно, увеличив степень комфортности передвижения. Какими по типу конструкции бывают маршевые лестницы?
- Прямые. Вне зависимости от количества горизонтальных площадок в сооружении, все марши располагаются вдоль единой оси без каких-либо отклонений. В эксплуатации такие изделия весьма удобны, однако занимают немало места.
- Поворотные. После каждого горизонтального пролета угол поворота последующего марша составляет 90 или же 180 градусов. Более эргономичный вариант устройства лестницы, в сравнении с прямыми моделями.
- Распашные. На уровне первой горизонтальной площадки марши расходятся в разные стороны. Данная модель встречается крайне редко, поскольку предполагает особую планировку в помещении с большой площадью.
Особенности поворотных лестниц
Среди всего разнообразия моделей, именно поворотные изделия пользуются наибольшим спросом. Условно их разделяют на такие категории:
- Закругленные – угол поворота может составлять не 180, а все 360 градусов.
- Трапециевидные – конструкции, в которых углы соединения маршей могут составлять как 90, так и 120 градусов.
- Трехсекционные – полуоборотные приспособления, в которых присутствует три горизонтальные площадки, соединяющиеся с маршами под углом в 90 градусов.
- П-образные – первый марш соединяется с горизонтальной площадкой, за которой следующий располагается по отношению к первому под развернутым углом.
- Комбинированные – в подобных моделях могут одновременно сочетаться элементы П-образных и трапециевидных приспособлений.
Маршевые лестницы по типу крепления
В зависимости от того, какой тип крепления используется в лестнице, различают несколько видов маршевых сооружений, а именно:
- На тетивах. Несущая часть изделия представлена тетивой – наклонной опорной балкой. С ее помощью прикрывают торцевые части лестничных маршей, а ступени в данном случае закрепляют в специальных пазах, что обеспечивает большую прочность и надежность всей конструкции.
- На больцах. Крепежные элементы (больца) представлены металлическими или стальными тяжами и болтами. С помощью такого крепежа осуществляется связь ступенек с поручнями и внешней частью перил. Со стороны сооружения, прилегающей к стене, больца монтируются в стену с помощью специальных кронштейнов.
- На косоурах. Между горизонтальными площадками конструкции могут располагаться наклонные балки, поддерживающие ступени. Они называются косоурами. Подобные модели имеют ярко выраженную пилообразную форму, в которых подступенок устанавливается в торцевой части.
Маршевые лестницы – функциональные и практичные приспособления, обеспечивающие комфортный доступ к межэтажному пространству. «Неэкономичность» сооружений, обусловленная их громоздкостью, с лихвой компенсируется долговечностью и безопасностью эксплуатации.