Верхнее строение пути, иначе ВСП – это комплексная конструкция, которая включает в себя рельсы, скрепления с противоугонами, рельсовые опоры), балласт, мостовое полотно, переводы стрелок и другие приспособления.
Для чего нужна данная конструкция
Верхним строением пути сначала принимаются, а затем пересылаются на основную площадку земляного полотна динамические воздействия, возникающие от взаимодействия с колесами подвижного состава. Вдобавок, ВСП дает направление колесам при передвижении подвижного состава. Все виды материалов, из которых состоит ВСП, разделяются на типы, имеют собственные стандарты, а также распределены по категориям.
Какие функции выполняют материалы ВСП
Прикрепление рельсов к шпалам происходит при помощи промежуточных рельсовых скреплений. Существуют также стыковые рельсовые соединения, имеющие вид болтов с шайбами и накладками, которыми соединяются рельсы. Существует стыки трех видов: сварные, болтовые и клееболтовые.
За счет подкладок давление от рельсов переходит к опорам. Дабы рельсы со временем не смещались, ставятся противоугоны. Так именуются скобы, которые прикрепляют на подошву рельса определенным способом. Костыли железнодорожные предназначены для прикрепления рельсов к шпалам. Это такие металлические стержни, у которых головка овальной формы и острое окончание.
К приспособлениям, из которых состоит ВСП, также причисляются съезды, переводы стрелок и глухие пересечения. Это благодаря им, можно разветвить один путь на два и более, и развернуть подвижной состав на 180 градусов. Переводы, размещают на особых брусьях, похожих на шпалы. Запускаются они при помощи особых переводных механизмов.
Все устройства ВСП должны быть устойчивыми, износостойким, надежными и экономичными. Только ВСП из исключительно качественных материалов сможет обеспечить безопасность движению поездов на самых больших скоростях. Подобные материалы ВСП предлагает компания «ПромПуть» со своего склада. Все материалы соответствуют стандартам и ГОСТам, как новые, так и бывшие в употреблении. Подробнее на http://vs-group.biz/.
Укладка шпал
В качестве рельсовых опор выступают шпалы и брусья, которые устанавливают на переводах для стрелок и металлических мостах. Помимо этого, на искусственных постройках используют блочные безбалластные основы из железобетона. Сколько понадобится шпал на 1 км, а также последовательность их установления на одном рельсовом звене (все это называется эпюрой укладки), формируется в зависимости от условий выравнивания давлений в балластном слое по его глубине, плюс оттого обеспечено ли необходимое сопротивление рельсошпальной решетки по отношению к продольному и поперечному сдвигу.
Укладка шпал, обычно делается двумя способами: 1840 шт./км (на звене в 25 метров – 46 шпал) в прямых и кривых радиусом не меньше 1200 м. и 2000 шт./км (на одном звене находится 50 шпал) в кривых радиусом 1200 м и меньше (если скорость больше 140 км/ч в кривых радиусом 2000 или меньше). Укладка шпал в прямых -1440 шт/км, а в кривых, радиус которых меньше 650 м — 1600 шт./км (на одном звене имеется 40 шпал), разрешается исключительно на линиях 5 класса.
Практически во всех укладках, дистанция от одной оси до другой, в том случае, если рельсы имеют обозначение Р65, Р75 составляет 42 см, а с Р50 — 44 см. Дистанция от одной оси до другой у других шпал по всему рельсовому звену, равное и составляет 54,6 см (эпюра 1840 шт./км) и 50,2 (при 2000 шт./км). Наиболее допустимая погрешность между осями шпал всего лишь 8 см.
Что из себя представляют рельсы
Рельсами называются профилированные прокатные металлоизделия в виде полос, изготовленные из стали. Именно они способствуют ходу подвижных составов, а также передвижению трамваев, локомотивов и вагонеток рудничного транспорта, крановых тележек, подъемных кранов и других движущихся устройств. С помощью рельсов, формируется поверхность с минимальным сопротивлением для качения колес подвижных составов, а также принимается и передается действие силы от колес на опоры и дается направление колесам подвижного состава.
На тех участках, где есть автоблокировка, рельсовые нити действуют как проводники сигнального тока, а на участках, где имеется электрическая тяга — обратного тягового тока. В наше время каждый рельс обозначают буквой Р и округленным числом, которое равняется массе его одного метра. Получается, что рельс, с массой одного метра 64,72 кг, будет обозначен, как Р65.
Для чего служат накладки
Рельсовые скрепления делятся на два вида – промежуточные и стыковые. Концы одного рельса с другим соединяются именно с помощью стыковых скреплений. Стыковые соединения делятся на болтовые, клееболтовые и сварные. Главные составляющие стыковых скреплений – это накладки. Сколько прослужат стыки, зависит от того, какой срок службы у самих рельсов. При вторичной укладке пути возможно снизить процент используемых материалов, взять, например, 90-95% накладок, 70-80% болтов, и шайб — 50-60%.
Металлические подкладки
Рельсовые соединения бывают промежуточного и стыкового типа. Первые объединяют рельсы и основание, плюс не дают измениться ширине рельсовой колеи, прижимают рельсы к основанию и т. д. По внешнему виду рельсовые скрепления промежуточного типа, также отличаются: они бывают подкладочными либо бесподкладочными (отсутствует подкладка).
За счет подкладок идет обеспечение намного большей площади при передаче давления от рельса на опору, вдобавок, при подуклонке рельсов не нужно проводить затесывание деревянных шпал и с их помощью объединяются все прикрепители, если есть необходимость в сдвиге.
Зачем нужны противоугоны
Противоугоны устанавливаются на подошву рельса в том случае, если используются стыки, у которых прикрепители не образовывают нужного нажима на подошву рельса и не дают требуемой продольной связи между рельсом и основанием. В этом случае используют пружинные скобы, закрепляемые на подошве рельса, тогда сила угона рельсов переходит на подкладки или на шпалы.
Одним из механизмов ВСП является стрелочный подорожный перевод. Данная конструкция разветвляет рельсовый путь на два или более пути, служащих для переведения подвижного состава с одной ветки на другую. Приспособления подразделяются на виды по числу и местоположению в плане соединяемых или перекрещивающихся путей в зависимости от предназначения соединения и пересечения.
Переводы стрелок могут быть выполнены в виде простого стрелочного перевода, перекрестного стрелочного перевода, глухого пересечения, съезда, стрелочной улицы или сплетения путей. Расположены переводы стрелок на переводных брусьях, из дерева или железобетона.
Применяется как правило обычный перевод стрелок. В этом случае, в приспособление входят два рамных рельса, два остряка, пара корневых устройств, переводной механизм, опорные и упорные приспособления, стрелочные тяги и прочие небольшие детали. Стрелки между собой различаются остряками, рамными рельсами, соединением рамных рельсов с опорами и конструкцией переводного механизма. Помимо главных существуют и незначительные различия, в частности, в приспособлениях поперечных связей у рамных рельсов, в приспособлениях для остряков, в поперечных связях меж остряками, особых стрелочных подкладках.