При работе двигателя коленчатый вал периодически нагружается силами, действующими от давления газов, и силами инерции движущихся деталей. Эти силы вызывают в элементах вала деформации изгиба, кручения и сжатия. Кроме этого, шейки валов подвергаются истиранию. Коленчатые валы тракторных двигателей изготавливают из углеродистой стали. С целью повышения твердости и износостойкости коренные и шатунные шейки стальных валов подвергают поверхностной закалке на глубину 1,5… 5 мм с нагревом т. в. ч. Основные технические характеристики коленчатых валов приведены в таблице 43.
Коленчатый вал — одна из основных деталей двигателя, определяющая вместе с другими деталями шатунно-поршневой группы. Его ресурс в целом. Ресурс коленчатого вала двигателя определяют двумя независимо действующими факторами: усталостной прочностью и износостойкостью.
В процессе эксплуатации в результате неравномерного износа,, кратковременных перегрузок двигателя, неравномерной подачи топлива, смещения опор блока в связи со старением металла и: ряда других причин возникают ситуации, при которых коленчатый: вал работает в условиях перегрузок. При этом в структуре металла: накапливаются усталостные повреждения в наиболее напряженных зонах коленчатого вала. Зоны накопления усталостных повреждений в коленчатых валах автомобильных и тракторных двигателей различны. В автомобильных валах эти повреждения сосредотачиваются в центральной части шеек в зоне маслоподводящих отверстий, в тракторных — в галтелях в зоне перехода их в щеки вала.
При перешлифовке на ремонтные размеры у автомобильных валов удаляют поверхностные слои металла, накопившие максимальное усталостное повреждение, а наращивание при восстановлении их приводит к разгрузке ранее напряженных слоев металла. Это способствует в определенной мере восстановлению ресурса автомобильного вала по усталости при переменном кручении.
В настоящем разделе будут рассмотрены вопросы, связанные с ремонтом (восстановлением) коленчатых валов тракторных двигателей.