Оснащенность колхозов и совхозов грузовыми автомобилями

Перевод сельского хозяйства на индустриальную основу в уело виях ускорения научно-технического прогресса и дальнейшей интен сификации сельскохозяйственного производства приводит к сущест венному росту объемов перевозок грузов stslogistics.net в колхозах, совхозах и других предприятиях агропромышленного комплекса. Увеличение грузооборота будет происходить при одновременном сокращении сроков выполнения транспортных процессов до оптимальных значе ний в соответствии с агрозоотехническими требованиями проведения сельскохозяйственных работ.

ЦК КПСС и Советское правительство придают важное значе ние развитию автомобильной промышленности и оснащению сель ского хозяйства грузовыми автомобилями. Наряду с количественным ростом поставок и парка грузовых автомобилей происходят качест венные перемены самого парка.

Наращивание производства и поставок грузовых автомобилей сельскому хозяйству приводит к позитивным переменам в трап спортном обеспечении сельскохозяйственных предприятий.

Формирование оснащенности сельскохозяйственных предприятии грузовыми автомобилями зависит не только от зональных особен ностей расположения хозяйств, но и прежде всего от их произвол ственнош направления. Предположим, что оснащенность грузовыми автомобилями совхозов и других государственных предприятий Московской области на начало отчетного года составила в среднем 17,6 машины в расчете на 1000 га пашни (таблица 67). Однако по типам специализации хозяйств оснащенность различна. Так, в льноводческих совхозах на 1000 га пашни приходится 10,2 грузового автомобиля, а в молочно-скотоводческих, молочно-картофелеводческих и свиноводческих хозяйствах — соответственно больше на 25,5, 30,9 и 52,9 %.

Таблица 67: Оснащенность совхозов и других государственных предприятий Московской области грузовыми автомобилями и показатели их использования в отчетном году (в расчете на 1000 га пашни)

Тип специализации Число хозяйств Число грузовых автомобилей Грузооборот, млн. т-км Объем пе возок груз тыс. т
Молочно-скотоводческий 82 12,8 0,57 18,2
Молочно-картофелеводческий 65 13,3 0,59 27,6
Молочно-овощеводческий 41 20,4 1,03 38,0
Молочно-плодоводческий 17 21,8 1,09 42,8
Семеноводческий 5 14,6 0,66 18,3
Льноводческий 2 10,2 0,39 45,6
Свиноводческий 17 15,6 0,75 57,0
Птицеводческий 11 14,5 0,71 26,4
Скотооткормочный 17 16,1 0,81 21,0
Госплемзаводы 13 28,6 1,97 59,8
Учебные хозяйства 19 24,8 1,54 44,4
Опорно-показательные хозяйства 7 26,0 1,48 52,5
Комплексы 9 22,5 1,36 48,2
Птицефабрики 26 54,4 2,99 137,2
Тепличные комбинаты 4 266,6 18,47 50,1
Зверофабрики 4 847,3 55,01 826,0
В среднем 17,6 0,90 34,6

Следует обратить особое внимание на показатели грузооборота, объемов грузоперевозок и оснащенности грузовыми автомобилями птицефабрик, тепличных комбинатов и зверофабрик, где на ограниченной земельной площади выполняют транспортные работы в десятки раз большие, чем в колхозах и совхозах.

В зависимости от производственного направления формируют и структуру парка машин (табл. 68).

Ведущее место в обеспечении грузоперевозок в хозяйствах Московской области принадлежит автосамосвалам, на долю которых приходится от 29,5 (молочно-овощеводческие совхозы) до 37,2 % (молочно-картофелеводческие совхозы).

В структуре парка грузовых автомобилей все еще значительный удельный вес занимают бортовые автомобили. Поэтому в условиях ограниченности трудовых ресурсов в хозяйствах важное место имеет формирование парка грузовых машин повышенной грузоподъемности.

Улучшение транспортного обеспечения повышает эффективность использования производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий и оказывает положительное влияние на интенсификацию сельского хозяйства (табл. 69).

В хозяйствах молочно-картофелеводческого направления с увеличением оснащенности грузовыми автомобилями с 8,7 до 18,7 машины на 1000 га пашни улучшаются показатели: повышаются производительность среднесписочного автомобиля с 42,22 до 51,41 тыс. т-км и интенсивность производства, а также снижается себестоимость 100 т-км с 11,5 до 9,5 руб.

Не только специализация хозяйств, но и природные, а также местные условия оказывают влияние на формирование состара и структуры парка грузовых автомобилей (табл. 70). Если в совхозах молочно-картофелеводческого направления Московской области на 1000 га пашни приходится 13,3 грузового автомобиля, то в зерновых совхозах Саратовской области — 1,63 .. . 1,82.

Рассматривая работу грузовых автомобилей, следует иметь в виду, что внедрение прогрессивных форм использования транспортных средств приводит к снижению себестоимости тонна-километра, а за счёт появившихся более современных форм транспортировки авиагрузоперевозки — себестоимость на расходы может быть колоссально снижена.

Таблица 68: Формирование структуры автомобильного парка по типам специализации совхозов Московской области в отчетном году

Группа автомобилей Число машин, входящих в парк, %, в зависимоти от типа цпециализации хозяйства
молочно-скотоводческий молочно-картофлеводческий молочно-овощеводческий молочно-плодоводческий свиноводческий птицеводческий
Универсальные 76,2 76,7 70,0 73,2 72,8 70,2
из них бортовые 37,7 36,9 36,7 36,1 35,4 36,4
в том числе:
УАЗ-451 3,3 3,4 2,6 3,1 3,3 3,1
УАЗ-451М 2,2 7,1 1,1 0,9 0,3 0,4
ГАЗ-66 1,2 1,2 0,7 1,0 0,9 1,4
ГАЗ-51А 6,3 6,6 13,8 9,8 5,1 7,4
ГАЗ-52,01, 19,6 18,7 18,7 18,9 19,4 19,3
ГАЗ-5Э-А
КамАЭ-53202
самосвалы 35,2 37,2 29,5 34,0 32,0 30,9
в том числе:
ГАЗ-ЭЗБ 2,0 2,5 3,0 2,5 1,6 1,6
ГАЗ-САЗ-52-04 10,5 11,4 7,2 12,0 9,9 9,3
ГАЗ-5ЭБ 16,8 17,9 11,5 12,4 12,3 14,8
ЗИЛ-ММЗ-555 5,2 3,7 4,4 6,9 4,2 3,5
ЗИЛ-ММЗ-554 0,8 0,6 0,3 0,9 2,4 0,2
КамАЗ-5511 0,1 0,1
седельные тягачи 3,3 2,6 3,8 3,1 5,4 2,7
в том числе:
ЗИЛ-130В1 0,7 0,5 0,9 1,0 1,4 0,8
КАЗ-608В 2,4 1,7 2,2 1,6 3,7 1,9
Специализированные 23,8 23,3 30,0 24,8 27,2 29,8
из них:
автоцистерны 21,8 20,1 17,4 19,7 21,1 21,4
авторефрижераторы 0,0 0,1 1,7 1,3 1,8
автофургоны 2,0 3,1 9,9 3,8 6,1 6,6
Грузовые 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Таблица 69: Транспортное обеспечение и эффективность использования производственного потенциала сельского хозяйства в отчетном году (молочно-картофелеводческие совхозы Московской области)

Группы хозяйств Число хозяйств в группе Оснащенность хозяйств грузовыми автомобилями Производительность среднесписочного автомобиля Себестоимость 100 т-км Произведено валовой продукции сельского хозяйства на 1000 га пашни
число машин на 1000 га пашни % тыс. т-км % руб. %
тыс.руб. %
I (до 10,5) * 20 8,7 100,0 42,22 100,0 11,5 100,0 638,2 100,0
II (10,6 … 16,5) 30 13,6 156,3 44,57 105,6 10,8 93,9 771,4 120,9
III (свыше 16,5) 15 18 J 214,9 51,41 121,8 9,5 82,6 803,4 125,9
В среднем 65 13,3 152,9 45,43 107,6 10,7 93,0 743,1 116,4

* — в скобках указано число грузовых автомобилей, приходящихся на 1000 га пашни.

Таблица 70: Влияние природных условий на формирование состава и структуры парка грузовых автомобилей и их использование в отчетном году (зерновые совхозы Саратовской области)

Показатель Группы нормообразующих факторов МТП
4 группа пахотных работ 5 группа пахотных работ отклонение
±
Число хозяйств 19 12
Число грузовых автомобилей на 1000 га пашни 1,82 1,63 + 0,19
из них технически исправных 1,41 1,32 + 0,09
Состав и структура парка грузовых автомобилей (среднесписочных), % 100 100
универсальные 74,7 71,9 + 2,8
из них бортовые 36,0 37,4 — 1,4
в том числе:
ГАЭ-53А 14,3 18,3 — 4,0
ЭИЛ-133Г 0,6 1,1 -0,5
самосвалы 38,7 33,5 + 5,2
в том числе:
ГАЭ-53Б 15,5 12,3 + 3,2
ЗИЛ-ММЗ-555 2,0 1,4 + 0,6
ЗИЛ-ММЗ-4502 0,2 + 0,2
седельные тягачи 2,0 1,1 + 0,9
Специализированные 23,3 27,0 -3,7
из них автоцистерны 20,4 27,0 -6,4
Средний пробег одного автомобиля за год,тыс. км 23,18 20,81 2,37
Производительность среднесписочного автомобиля за год, т 2283 2139 144

Определение перспективной потребности в грузовых автомобилях на уровне хозяйства

При формировании перспективной потребности колхоза или совхоза в грузовых автомобилях исходят прежде всего из прогрессивной технологии производства продукции растениеводства и животноводства. В условиях повышения рабочих и транспортных скоростей тракторов расширяются области и зоны их применения. Создание большегрузных автомобилей типа КамАЗ приводит к необходимости создания высокопроизводительных межхозяйствен-ных и межрайонных комплексных транспортных подразделений, оснащенных погрузочно-разгрузочными средствами и диспетчерским управлением. Для транспортного обеспечения колхозов и совхозов в напряженные периоды проведения сельскохозяйственных работ следует формировать парк грузовых автомобилей на уровне хозяйств.

Потребность в технологическом транспорте для растениеводства определяют по технологическим картам возделывания и уборки сельскохозяйственных культур по формуле:

Xij = Θi/bijДi;
Xij = ΘiГij/bijДi,

где Θi — объем перевозок грузов на i-й транспортной операции, т(т*км); bij — дневная производительность грузовых автомобилей, т(т-км); Дi– — продолжительность агротехнического срока выполнения транспортной операции, дней; Гij — грузоподъемность, т.

Сроки перевозок грузов для растениеводства и животноводства рассчитывают в соответствии с технологиями производства продукции сельского хозяйства и содержания скота и птицы, а также получения продукции от них.

При планировании сроков и продолжительности выполнения транспортных процессов учитывают календарные сроки начала и окончания перевозок по дням. За единицу измерения масштаба календарного времени целесообразно принять пятидневку.

Поскольку транспортные работы в технологических картах возделывания и уборки сельскохозяйственных культур выражают в тоннах и тонна-километрах, то расчеты дневной производительности грузовых автомобилей выполняют обычно по формулам:

Lc = υCKиtс/(C+βυtпр);
E = Kиtс/(C/υβ + tпр);
Bт = υβГγKиtс/C+υβtпр;
Вт*км = υСβГγKиtс/C+υβtпр,

где Lc—среднесуточный пробег, км; υ — среднетехническая скорость, км/ч; С — средняя дальность перевозок, км; Kи — коэффициент использования автопарка; tс — продолжительность рабочего дня, ч; β — коэффициент использования пробега; tпр — продолжительность выполнения погрузочно-разгрузочных операций, ч; Е — число ездок; Bт и Вт*км — дневная производительность грузовых автомобилей, т(т-км); Г — грузоподъемность автомобиля, т; γ — коэффициент использования грузоподъемности.

Рис. 12. График календарной потребности растениеводства колхоза «Перемога» Киевской области. а — в самосвалах; б — в специализированных грузовых автомобилях.

Коэффициент использования грузоподъемности γ учитывает класс груза и вместимость кузова.

Среднетехническую скорость автомобилей и автопоездов устанавливают с учетом технической характеристики машин, класса дорог и условий использования транспортных средств в конкретных хозяйствах. Коэффициент использования пробега р берут из нормативов с учетом транспортных схем (табл. 71). Продолжительность выполнения погрузочно-разгрузочных операций принимают согласно нормативам.

Таблица 71: Объемы перевозок, их сроки и расстояния совхоза «Пролетарский» Ростовской области

Вид груза и места транспортирования Объем, т Расстояние перевозок, км Срок перевозки (число, месяц) Грузооборот, т*км
грузов перевзок всего в том числе по дорогам нача
ло
конец
грунтовым асфальтовым
Зерно
в том числе:
22 000 51 372 597 937
поле — ток 22 000 7,5 7,5 30.06 08.07 165 000
ток — заготовительный пункт 12 878 26,0 14,0 12,0 01.07 12.07 334 828
ток — склад 9 303 9,0 9,0 06.07 16.07 83 727
склад — пункт переработки 7 191 2,0 2,0 01.01 31.12 14 382
Зеленая масса на силос 30 000 30 000 180 000
поле — силосная яма 30 000 6,0 6,0 16.08 28.08
Стройматериалы 35 134 53 134 956 412
железнодорожная станция — хозяйство 53 134 18,0 18,0 01.01 31.12
Концентрированные корма в том числе: 1 921 1 921 46 104
железнодорожная станция — хозяйство 678 678 24,0 6,0 18,0 01.01 29.06 16 272
То же 226 24,0 6,0 18,0 07.07 08.07 5 424

Как видно из приведенных формул, чем меньше объем перевозок, выше дневная производительность автомобиля, длиннее агротехнический срок выполнения транспортного процесса, тем ниже потребность в автомобилях, и наоборот.

На рисунках 12 и 13 приведена календарная потребность растениеводства колхозов «Перемога» и «За мир и труд» в технологическом транспорте, рассчитанная по перспективным технологическим картам возделывания и уборки сельскохозяйственных культур.

Рис. 13. График календарной потребности растениеводства колхоза «За мир и труд» Краснодарского края в грузовых автомобилях: а — в автозагрузчиках сеялок; б — в автоцистернах; в — в автосамосвалах.

Удовлетворяя потребность хозяйства в грузовых автомобилях, в ряде случаев недостаточно загружают подвижной состав транспортных средств. В хозяйствах Северо-Западной зоны, например, загрузка автомобилей ЗИЛ-ММЗ-554 составляет 847 ч, а УЗСА-40 — 234 ч, т. е. ниже нормативной (1940 ч). Поэтому следует формировать парк грузовых автомобилей таким образом, чтобы обеспечить нормативную загрузку в рамках хозяйства определенной части транспорта. Те транспортные средства, которые не могут быть полностью загружены, нужно передать в межхозяйственные подразделения, создаваемые как структурное подразделение РАПО. Причем по заявкам хозяйств в указанные сроки необходимо привлекать транспорт из подразделений РАПО.

Сочетание различных форм обеспечения позволит более рационально использовать в сельском хозяйстве транспорт (технологический, привлеченный и другой).

Добавить комментарий