Перевод сельского хозяйства на индустриальную основу в уело виях ускорения научно-технического прогресса и дальнейшей интен сификации сельскохозяйственного производства приводит к сущест венному росту объемов перевозок грузов stslogistics.net в колхозах, совхозах и других предприятиях агропромышленного комплекса. Увеличение грузооборота будет происходить при одновременном сокращении сроков выполнения транспортных процессов до оптимальных значе ний в соответствии с агрозоотехническими требованиями проведения сельскохозяйственных работ.
ЦК КПСС и Советское правительство придают важное значе ние развитию автомобильной промышленности и оснащению сель ского хозяйства грузовыми автомобилями. Наряду с количественным ростом поставок и парка грузовых автомобилей происходят качест венные перемены самого парка.
Наращивание производства и поставок грузовых автомобилей сельскому хозяйству приводит к позитивным переменам в трап спортном обеспечении сельскохозяйственных предприятий.
Формирование оснащенности сельскохозяйственных предприятии грузовыми автомобилями зависит не только от зональных особен ностей расположения хозяйств, но и прежде всего от их произвол ственнош направления. Предположим, что оснащенность грузовыми автомобилями совхозов и других государственных предприятий Московской области на начало отчетного года составила в среднем 17,6 машины в расчете на 1000 га пашни (таблица 67). Однако по типам специализации хозяйств оснащенность различна. Так, в льноводческих совхозах на 1000 га пашни приходится 10,2 грузового автомобиля, а в молочно-скотоводческих, молочно-картофелеводческих и свиноводческих хозяйствах — соответственно больше на 25,5, 30,9 и 52,9 %.
Таблица 67: Оснащенность совхозов и других государственных предприятий Московской области грузовыми автомобилями и показатели их использования в отчетном году (в расчете на 1000 га пашни)
Тип специализации | Число хозяйств | Число грузовых автомобилей | Грузооборот, млн. т-км | Объем пе возок груз тыс. т |
---|---|---|---|---|
Молочно-скотоводческий | 82 | 12,8 | 0,57 | 18,2 |
Молочно-картофелеводческий | 65 | 13,3 | 0,59 | 27,6 |
Молочно-овощеводческий | 41 | 20,4 | 1,03 | 38,0 |
Молочно-плодоводческий | 17 | 21,8 | 1,09 | 42,8 |
Семеноводческий | 5 | 14,6 | 0,66 | 18,3 |
Льноводческий | 2 | 10,2 | 0,39 | 45,6 |
Свиноводческий | 17 | 15,6 | 0,75 | 57,0 |
Птицеводческий | 11 | 14,5 | 0,71 | 26,4 |
Скотооткормочный | 17 | 16,1 | 0,81 | 21,0 |
Госплемзаводы | 13 | 28,6 | 1,97 | 59,8 |
Учебные хозяйства | 19 | 24,8 | 1,54 | 44,4 |
Опорно-показательные хозяйства | 7 | 26,0 | 1,48 | 52,5 |
Комплексы | 9 | 22,5 | 1,36 | 48,2 |
Птицефабрики | 26 | 54,4 | 2,99 | 137,2 |
Тепличные комбинаты | 4 | 266,6 | 18,47 | 50,1 |
Зверофабрики | 4 | 847,3 | 55,01 | 826,0 |
В среднем | — | 17,6 | 0,90 | 34,6 |
Следует обратить особое внимание на показатели грузооборота, объемов грузоперевозок и оснащенности грузовыми автомобилями птицефабрик, тепличных комбинатов и зверофабрик, где на ограниченной земельной площади выполняют транспортные работы в десятки раз большие, чем в колхозах и совхозах.
В зависимости от производственного направления формируют и структуру парка машин (табл. 68).
Ведущее место в обеспечении грузоперевозок в хозяйствах Московской области принадлежит автосамосвалам, на долю которых приходится от 29,5 (молочно-овощеводческие совхозы) до 37,2 % (молочно-картофелеводческие совхозы).
В структуре парка грузовых автомобилей все еще значительный удельный вес занимают бортовые автомобили. Поэтому в условиях ограниченности трудовых ресурсов в хозяйствах важное место имеет формирование парка грузовых машин повышенной грузоподъемности.
Улучшение транспортного обеспечения повышает эффективность использования производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий и оказывает положительное влияние на интенсификацию сельского хозяйства (табл. 69).
В хозяйствах молочно-картофелеводческого направления с увеличением оснащенности грузовыми автомобилями с 8,7 до 18,7 машины на 1000 га пашни улучшаются показатели: повышаются производительность среднесписочного автомобиля с 42,22 до 51,41 тыс. т-км и интенсивность производства, а также снижается себестоимость 100 т-км с 11,5 до 9,5 руб.
Не только специализация хозяйств, но и природные, а также местные условия оказывают влияние на формирование состара и структуры парка грузовых автомобилей (табл. 70). Если в совхозах молочно-картофелеводческого направления Московской области на 1000 га пашни приходится 13,3 грузового автомобиля, то в зерновых совхозах Саратовской области — 1,63 .. . 1,82.
Рассматривая работу грузовых автомобилей, следует иметь в виду, что внедрение прогрессивных форм использования транспортных средств приводит к снижению себестоимости тонна-километра, а за счёт появившихся более современных форм транспортировки авиагрузоперевозки — себестоимость на расходы может быть колоссально снижена.
Таблица 68: Формирование структуры автомобильного парка по типам специализации совхозов Московской области в отчетном году
Группа автомобилей | Число машин, входящих в парк, %, в зависимоти от типа цпециализации хозяйства | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
молочно-скотоводческий | молочно-картофлеводческий | молочно-овощеводческий | молочно-плодоводческий | свиноводческий | птицеводческий | |
Универсальные | 76,2 | 76,7 | 70,0 | 73,2 | 72,8 | 70,2 |
из них бортовые | 37,7 | 36,9 | 36,7 | 36,1 | 35,4 | 36,4 |
в том числе: | ||||||
УАЗ-451 | 3,3 | 3,4 | 2,6 | 3,1 | 3,3 | 3,1 |
УАЗ-451М | 2,2 | 7,1 | 1,1 | 0,9 | 0,3 | 0,4 |
ГАЗ-66 | 1,2 | 1,2 | 0,7 | 1,0 | 0,9 | 1,4 |
ГАЗ-51А | 6,3 | 6,6 | 13,8 | 9,8 | 5,1 | 7,4 |
ГАЗ-52,01, | 19,6 | 18,7 | 18,7 | 18,9 | 19,4 | 19,3 |
ГАЗ-5Э-А КамАЭ-53202 | — | — | — | — | — | — |
самосвалы | 35,2 | 37,2 | 29,5 | 34,0 | 32,0 | 30,9 |
в том числе: | ||||||
ГАЗ-ЭЗБ | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 2,5 | 1,6 | 1,6 |
ГАЗ-САЗ-52-04 | 10,5 | 11,4 | 7,2 | 12,0 | 9,9 | 9,3 |
ГАЗ-5ЭБ | 16,8 | 17,9 | 11,5 | 12,4 | 12,3 | 14,8 |
ЗИЛ-ММЗ-555 | 5,2 | 3,7 | 4,4 | 6,9 | 4,2 | 3,5 |
ЗИЛ-ММЗ-554 | 0,8 | 0,6 | 0,3 | 0,9 | 2,4 | 0,2 |
КамАЗ-5511 | 0,1 | — | 0,1 | — | — | — |
седельные тягачи | 3,3 | 2,6 | 3,8 | 3,1 | 5,4 | 2,7 |
в том числе: | ||||||
ЗИЛ-130В1 | 0,7 | 0,5 | 0,9 | 1,0 | 1,4 | 0,8 |
КАЗ-608В | 2,4 | 1,7 | 2,2 | 1,6 | 3,7 | 1,9 |
Специализированные | 23,8 | 23,3 | 30,0 | 24,8 | 27,2 | 29,8 |
из них: | ||||||
автоцистерны | 21,8 | 20,1 | 17,4 | 19,7 | 21,1 | 21,4 |
авторефрижераторы | 0,0 | 0,1 | 1,7 | 1,3 | — | 1,8 |
автофургоны | 2,0 | 3,1 | 9,9 | 3,8 | 6,1 | 6,6 |
Грузовые | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Таблица 69: Транспортное обеспечение и эффективность использования производственного потенциала сельского хозяйства в отчетном году (молочно-картофелеводческие совхозы Московской области)
Группы хозяйств | Число хозяйств в группе | Оснащенность хозяйств грузовыми автомобилями | Производительность среднесписочного автомобиля | Себестоимость 100 т-км | Произведено валовой продукции сельского хозяйства на 1000 га пашни | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
число машин на 1000 га пашни | % | тыс. т-км | % | руб. | % | ||||
тыс.руб. | % | ||||||||
I (до 10,5) * | 20 | 8,7 | 100,0 | 42,22 | 100,0 | 11,5 | 100,0 | 638,2 | 100,0 |
II (10,6 … 16,5) | 30 | 13,6 | 156,3 | 44,57 | 105,6 | 10,8 | 93,9 | 771,4 | 120,9 |
III (свыше 16,5) | 15 | 18 J | 214,9 | 51,41 | 121,8 | 9,5 | 82,6 | 803,4 | 125,9 |
В среднем | 65 | 13,3 | 152,9 | 45,43 | 107,6 | 10,7 | 93,0 | 743,1 | 116,4 |
* — в скобках указано число грузовых автомобилей, приходящихся на 1000 га пашни.
Таблица 70: Влияние природных условий на формирование состава и структуры парка грузовых автомобилей и их использование в отчетном году (зерновые совхозы Саратовской области)
Показатель | Группы нормообразующих факторов МТП | ||
---|---|---|---|
4 группа пахотных работ | 5 группа пахотных работ | отклонение ± | |
Число хозяйств | 19 | 12 | |
Число грузовых автомобилей на 1000 га пашни | 1,82 | 1,63 | + 0,19 |
из них технически исправных | 1,41 | 1,32 | + 0,09 |
Состав и структура парка грузовых автомобилей (среднесписочных), % | 100 | 100 | — |
универсальные | 74,7 | 71,9 | + 2,8 |
из них бортовые | 36,0 | 37,4 | — 1,4 |
в том числе: | |||
ГАЭ-53А | 14,3 | 18,3 | — 4,0 |
ЭИЛ-133Г | 0,6 | 1,1 | -0,5 |
самосвалы | 38,7 | 33,5 | + 5,2 |
в том числе: | |||
ГАЭ-53Б | 15,5 | 12,3 | + 3,2 |
ЗИЛ-ММЗ-555 | 2,0 | 1,4 | + 0,6 |
ЗИЛ-ММЗ-4502 | 0,2 | — | + 0,2 |
седельные тягачи | 2,0 | 1,1 | + 0,9 |
Специализированные | 23,3 | 27,0 | -3,7 |
из них автоцистерны | 20,4 | 27,0 | -6,4 |
Средний пробег одного автомобиля за год,тыс. км | 23,18 | 20,81 | 2,37 |
Производительность среднесписочного автомобиля за год, т | 2283 | 2139 | 144 |
Определение перспективной потребности в грузовых автомобилях на уровне хозяйства
При формировании перспективной потребности колхоза или совхоза в грузовых автомобилях исходят прежде всего из прогрессивной технологии производства продукции растениеводства и животноводства. В условиях повышения рабочих и транспортных скоростей тракторов расширяются области и зоны их применения. Создание большегрузных автомобилей типа КамАЗ приводит к необходимости создания высокопроизводительных межхозяйствен-ных и межрайонных комплексных транспортных подразделений, оснащенных погрузочно-разгрузочными средствами и диспетчерским управлением. Для транспортного обеспечения колхозов и совхозов в напряженные периоды проведения сельскохозяйственных работ следует формировать парк грузовых автомобилей на уровне хозяйств.
Потребность в технологическом транспорте для растениеводства определяют по технологическим картам возделывания и уборки сельскохозяйственных культур по формуле:
Xij = Θi/bijДi;
Xij = ΘiГij/bijДi,
где Θi — объем перевозок грузов на i-й транспортной операции, т(т*км); bij — дневная производительность грузовых автомобилей, т(т-км); Дi– — продолжительность агротехнического срока выполнения транспортной операции, дней; Гij — грузоподъемность, т.
Сроки перевозок грузов для растениеводства и животноводства рассчитывают в соответствии с технологиями производства продукции сельского хозяйства и содержания скота и птицы, а также получения продукции от них.
При планировании сроков и продолжительности выполнения транспортных процессов учитывают календарные сроки начала и окончания перевозок по дням. За единицу измерения масштаба календарного времени целесообразно принять пятидневку.
Поскольку транспортные работы в технологических картах возделывания и уборки сельскохозяйственных культур выражают в тоннах и тонна-километрах, то расчеты дневной производительности грузовых автомобилей выполняют обычно по формулам:
Lc = υCKиtс/(C+βυtпр);
E = Kиtс/(C/υβ + tпр);
Bт = υβГγKиtс/C+υβtпр;
Вт*км = υСβГγKиtс/C+υβtпр,
где Lc—среднесуточный пробег, км; υ — среднетехническая скорость, км/ч; С — средняя дальность перевозок, км; Kи — коэффициент использования автопарка; tс — продолжительность рабочего дня, ч; β — коэффициент использования пробега; tпр — продолжительность выполнения погрузочно-разгрузочных операций, ч; Е — число ездок; Bт и Вт*км — дневная производительность грузовых автомобилей, т(т-км); Г — грузоподъемность автомобиля, т; γ — коэффициент использования грузоподъемности.
Коэффициент использования грузоподъемности γ учитывает класс груза и вместимость кузова.
Среднетехническую скорость автомобилей и автопоездов устанавливают с учетом технической характеристики машин, класса дорог и условий использования транспортных средств в конкретных хозяйствах. Коэффициент использования пробега р берут из нормативов с учетом транспортных схем (табл. 71). Продолжительность выполнения погрузочно-разгрузочных операций принимают согласно нормативам.
Таблица 71: Объемы перевозок, их сроки и расстояния совхоза «Пролетарский» Ростовской области
Вид груза и места транспортирования | Объем, т | Расстояние перевозок, км | Срок перевозки (число, месяц) | Грузооборот, т*км | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
грузов | перевзок | всего | в том числе по дорогам | нача ло | конец | |||
грунтовым | асфальтовым | |||||||
Зерно в том числе: | 22 000 | 51 372 | — | — | — | — | — | 597 937 |
поле — ток | — | 22 000 | 7,5 | 7,5 | — | 30.06 | 08.07 | 165 000 |
ток — заготовительный пункт | — | 12 878 | 26,0 | 14,0 | 12,0 | 01.07 | 12.07 | 334 828 |
ток — склад | — | 9 303 | 9,0 | 9,0 | — | 06.07 | 16.07 | 83 727 |
склад — пункт переработки | — | 7 191 | 2,0 | 2,0 | — | 01.01 | 31.12 | 14 382 |
Зеленая масса на силос | 30 000 | 30 000 | — | — | — | — | — | 180 000 |
поле — силосная яма | — | 30 000 | 6,0 | 6,0 | — | 16.08 | 28.08 | — |
Стройматериалы | 35 134 | 53 134 | — | — | — | — | — | 956 412 |
железнодорожная станция — хозяйство | — | 53 134 | 18,0 | – | 18,0 | 01.01 | 31.12 | — |
Концентрированные корма в том числе: | 1 921 | 1 921 | — | — | — | — | — | 46 104 |
железнодорожная станция — хозяйство | 678 | 678 | 24,0 | 6,0 | 18,0 | 01.01 | 29.06 | 16 272 |
То же | 226 | 24,0 | 6,0 | 18,0 | 07.07 | 08.07 | 5 424 |
Как видно из приведенных формул, чем меньше объем перевозок, выше дневная производительность автомобиля, длиннее агротехнический срок выполнения транспортного процесса, тем ниже потребность в автомобилях, и наоборот.
На рисунках 12 и 13 приведена календарная потребность растениеводства колхозов «Перемога» и «За мир и труд» в технологическом транспорте, рассчитанная по перспективным технологическим картам возделывания и уборки сельскохозяйственных культур.
Удовлетворяя потребность хозяйства в грузовых автомобилях, в ряде случаев недостаточно загружают подвижной состав транспортных средств. В хозяйствах Северо-Западной зоны, например, загрузка автомобилей ЗИЛ-ММЗ-554 составляет 847 ч, а УЗСА-40 — 234 ч, т. е. ниже нормативной (1940 ч). Поэтому следует формировать парк грузовых автомобилей таким образом, чтобы обеспечить нормативную загрузку в рамках хозяйства определенной части транспорта. Те транспортные средства, которые не могут быть полностью загружены, нужно передать в межхозяйственные подразделения, создаваемые как структурное подразделение РАПО. Причем по заявкам хозяйств в указанные сроки необходимо привлекать транспорт из подразделений РАПО.
Сочетание различных форм обеспечения позволит более рационально использовать в сельском хозяйстве транспорт (технологический, привлеченный и другой).