С повышением уровня механизации сельскохозяйственного производства, а также количественным и качественным ростом МТП необходимо рационально использовать технику. Для эксплуатации МТП в соответствии с современными требованиями следует правильно проводить техническое обслуживание и ремонт машин.
В связи с этим построены:
- в совхозах и колхозах — центральные ремонтные мастерские (ЦРМ), пункты технического обслуживания (ПТО), автогаражи с профилакториями и машинные дворы для хранения техники;
- в организациях Госагропрома СССР специализированные ремонтные предприятия, станции технического обслуживания автомобилей и энергонасыщенных тракторов;
- в межхозяйственных объединениях — центральные базовые хозяйства и территориальные станции технического обслуживания МТП.
В хозяйствах необходимо с учетом количества и качества тракторов и автомобилей определить научно обоснованную потребность в капитальных вложениях для реконструкции действующих и строительства новых объектов, а также в ремонтно-техническом оборудовании. В сравнении со специализированными транспортными средствами, Ремонт Форд Мондео, техническое обслуживание и его эксплуатация будут обходиться на 35-42% дешевле, чем в аналогичной ситуации со спецтехникой.
Производственную базу технического обслуживания и ремонта планируют в соответствии с типовыми проектами, разработанными для хозяйств с числом тракторов в парке, равным 25 … 200. В зависимости от размера хозяйств и условий базирования сельскохозяйственной техники выбирают один из трех типов проектов ремонтно-технической базы:
- — для хозяйств с размещением техники в каждом отделении (бригаде), где оборудован пункт технического обслуживания МТП. В производственную базу центральной усадьбы входят центральная ремонтная мастерская (ЦРМ), машинный двор, нефтесклад и автогараж с профилакторием;
- — для хозяйств, где на центральной усадьбе базируют технику одного из отделений (бригады). Наряду с ЦРМ, машинным двором, нефтескладом и автогаражом располагают зону кратковременной стоянки машин (часть пункта технического обслуживания). Во всех остальных отделениях (бригадах) оборудуют пункт технического обслуживания (ПТО);
- — для хозяйств, где техника сосредоточена в одном месте, производственная база состоит из ЦРМ, машинного двора, автогаража с профилакторием и нефтесклада с постом заправки и стоянки машин между сменами (рис. 14).
Секторы производственной базы ТО и ремонта тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин, ТО и ремонта автомобилей, хранения тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин (а также хранения нефтепродуктов) различают по мощности ЦРМ, вместимости гаража, площадям теплой стоянки и навеса для храпения техники, а также вместимости нефте- и материально-технического склада.
Организацию ТО машинно-тракторного парка в колхозах и совхозах проводят на пунктах технического обслуживания отделения (бригады), центральных производственных базах (ЦПБ) ТО центральных усадеб хозяйства, станциях технического обслуживания тракторов (СТОТ) в РАПО, технических комплексах межхозяйственных объединений (ТК МХО)
На рисунке 15 показана структура пункта технического обслуживания. В секторе технического обслуживания предусматривают проведение ежемесячных, периодических и сезонных технических обслуживаний, за исключением ТО-3.
Мастерские ПТО работают в тесном взаимодействии с центральной ремонтной мастерской и предназначены для проведения периодического обслуживания, ТО-1 и ТО-2, сезонного технического обслуживания, эксплуатационного ремонта и диагностики тракторов и комбайнов, а также ремонта несложных сельскохозяйственных машин.
Центральные производственные базы ТО хозяйств контактируют с ремонтными предприятиями Госагропрома СССР либо непосредственно, либо через обменные пункты.
Совхозы и колхозы снабжаются сложной техникой (тракторами К-701, Т-150К и другими машинами). Поэтому важно использовать материально-техническую базу и инженерную службу предприятий Госагропрома СССР для капитального и текущего ремонта машинно-тракторного парка хозяйств.
В соответствии с формами организации ТО создают материальную базу, включающую комплекты средств технического обслужива ния машинно-тракторного парка (КСТО):
- КСТО-1 — для ПТО в отделениях (бригадах), а также произ водственных баз на центральных усадьбах, где не проводят комп лексное диагностирование машин;
- КСТО-2 — для производственных баз ТО машин центральных усадьбах хозяйств, на которых проводят комплексное диагности рование;
- КСТО-3 — для СТОТ объединений Госагропрома СССР, тех нических комплексов межхозяйственных объединений и крупных центральных производственных баз хозяйств.
Вместе со стационарными объектами применяют передвижные средства технического обслуживания: механизированные заправоч ные агрегаты (МЗА); агрегаты технического обслуживания (АТО); передвижные диагностические установки (ПЦУ); передвижные ремонтные мастерские (ПРМ).
Пользуясь нормативами таблицы 88, можно определить необхо димое число средств технического обслуживания МТП по формуле
Xp = 0,01HpXj
где 0,01 — постоянный коэффициент, применяемый при разработке нормативом на 100 тракторов; Hp — норматив р-го средства технического обслуживания МТП колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий республики; X, — число тракторов p-го типоразмера в потребном парке на отчетный период (в физическом исчислении).
Таблица 88. Нормативы * потребности в средствах технического обслуживания машинно-тракторного парка (в расчете на 1000 физических тракторов)
Республика | Необходимое число средств ТО | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
КСТО-1 | КСТО-2 | КСТО-3 | агрегат технического оборудования АТО-А | механизированный заправочный агрегат | передвижная ремонтная мастерская | передвижная диагностическая установка | |
РСФСР | 2,07 | 0,96 | 0,47 | 2,10 | 2,31 | 2,44 | 0,53 |
Украинская | 2,68 | 1,50 | 0,40 | 1,45 | 2,09 | 2,46 | 0,51 |
Белорусская | 1,40 | 2,01 | 0,15 | 1,50 | 2,31 | 2,50 | 0,51 |
Узбекская | 1,50 | 0,47 | 0,33 | 1,44 | 1,56 | 2,00 | 0,43 |
Казахская | 2,88 | 0,41 | 0,72 | 2,56 | 2,20 | 2,45 | 0,73 |
Грузинская | 1,28 | 1.45 | 0,34 | 1,20 | 1,10 | 2,50 | 0,53 |
Азербайджанская | 2,74 | 0,54 | 0,20 | 1,25 | 1,00 | 2,40 | 0,56 |
Литовская | 2,43 | 2,35 | 0,11 | 1,73 | 1,38 | 2,39 | 0,49 |
Молдавская | 3,40 | 0,36 | 0,15 | 1,70 | 1,24 | 2,30 | 0,48 |
Латвийская | 1,82 | 2,01 | 0,31 | 1,70 | 1,65 | 2,40 | 0,43 |
Киргизская | 2,52 | 0,31 | 0,53 | 1,90 | 1,60 | 1,95 | 0,55 |
Таджикская | 2,58 | 0,33 | 0,56 | 1,10 | 1,70 | 2,00 | 0,43 |
Армянская | 2,82 | 0,54 | 0,24 | 1,00 | 1,10 | 2,50 | 0,51 |
Туркменская | 1,68 | 0,70 | 0,14 | 1,63 | 1,80 | 1,90 | 0,45 |
Эстонская | 3,21 | 1,32 | 0,33 | 1,80 | 1,20 | 2,30 | 0,50 |
* По данным, разработанным НИИПиН и ГОСНИТИ и утвержденными соответствующими сельскохозяйственными органами. — Прим. автора.
Например, потребный парк тракторов всех типоразмеров Белорусской ССР составил 135,9 тыс. машин. Исходя из нормативов потребности (см. табл. 88), необходимое число средств ТО МТП равно 1903 (КСТО-1), 2732 (КСТО-2), 204 (КСТО-3), 2038 (АТО-А), 3139 (МЗА), 3398 (МПР) и 693 (ПДУ).
Сниженику потребности в производственной ремонтной базе способствует создание специализированных ремонтных предприятий и цехов Госагропрома СССР по ТО энергонасыщенных тракторов, ряда сложных комбайнов. На долю этой службы приходится /з объема капитального ремонта тракторов колхозов и совхозов.
Предельный срок выполнения капитального ремонта тракторов, автомобилей и комбайнов на предприятиях Госагропрома СССР по нормативам должен составлять не более 30 дней, а текущего ремонта — 15 дней. Для энергонасыщенных тракторов типа К-701, Т-150К, Т-130 и большегрузных автомобилей типа КамАЗ эти сроки соответственно равны 40 и 25 дням. Полнокомплектный ремонт технологического оборудования животноводческих ферм и комплексов предусмотрено выполнять не более 45 дней. Гарантийные сроки исправной работы отремонтированных машин и агрегатов составляют; для тракторов — 18 мес.; дизелей тракторов, комбайнов и других самоходных машин — 24; зерноуборочных комбайнов — 18 (при хранении на открытых площадках) и 24 мес. (при хранении под навесом и в закрытых помещениях).
Взаимоотношение сторон определено Положением о порядке заключения и исполнения договоров на выполнение работ по производственно-техническому обслуживанию колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций районными (межрайонными) производственными объединениями и специализированными подразделениями РАПО.
На каждый рубль затрат по эксплуатации МТП в колхозах и совхозах приходится 0,35…0,40 руб. на ремонт, техническое обслуживание МТП. Это свидетельствует о тех крупных резервах, которыми располагает сельскохозяйственная техника по повышению технического уровня и ее качества.