В последние годы разработана поточно-механизированная линия ремонта коленчатых валов тракторных двигателей с программой 16 тыс. штук в год, в том числе СМД-14— 10 000, Д-48—3000, Д-50—2000, Д-240—500, Д-37—500. На рисунке 111 (см. форзац) изображен план расположения оборудования цеха восстановления коленчатых валов. В поточно-механизированной линии применено в основном оборудование, выпускаемое серийно. Рабочие места линии оснащены кран-балками грузоподъемностью 250 кг. В качестве межоперационного транспорта применен приводной конвейер с подвесками, посредством которых коленчатые валы передают от станка к станку по технологическому маршруту.
Технологический процесс линии выполняется в такой последовательности. Коленчатые валы со склада ремонтного фонда электропогрузчиком подают на линию ремонта в специальных подставках— накопителях 1. Посредством подвесного крана 38 с накопителей коленчатые валы поступают на разборку. На поворотном столе 2 отворачивают заглушки, выпрессовывают штифты, шпонки и производят зачистку центровых отверстий. Далее коленчатые валы промывают в моечной машине ОМ-‘ЗбОО (поз. 28). Разобранные и промытые коленчатые валы устанавливают на склиз 4 и направляют на дефектацию, которую проводят с помощью магнитного дефектоскопа 6 и приспособления для проверки биения шеек коленчатых валов 7. Передачу коленчатых валов на рабочих местах разборки и дефектации производят с помощью подвесного* крана 38. Разобранные и продефектованные коленчатые валы размещают в соответствующие подставки 1 по ремонтным размерам. Выбракованные коленчатые валы укладывают в специальные контейнеры 31 и отправляют на склад утиля. Коленчатые валы, тре* бующие сварочных работ, укладывают на входной стеллаж-накопитель 4 сварочного участка и с помощью крана 38 устанавливают на специальный сварочный кантователь 10. В горизонтальном положении на кантователе сварочным полуавтоматом 8 производят последовательную заварку в среде углекислого газа всех изношенных шпоночных пазов, а вертикальном — заварку изношенных штифтовых отверстий. После этого валы укладывают на стеллаж-накопитель 5 для охлаждения на воздухе.
Автоматическую наплавку производят на специализированной сварочной установке, состоящей из токарного станка 12 и универсальной наплавочной головки 13.
На этой установке производят наплавку в среде углекислого газа цилиндрических и конических поверхностей хвостовика и флан* ца вала. С помощью специального мундштука, входящего в комплект наплавочной головки, на установке наплавляют внутреннюю поверхность отверстия фланца под подшипник.
Затем на токарном станке модели 163 (поз. 15). производят обтачивание заваренных и наплавленных поверхностей. После правки коленчатых валов на гидравлическом прессе 20 восстановленные посадочные поверхности шлифуют на круглошлифовальном станке ЗБ161 (19).
Коленчатые валы, не требующие сварочных работ, навешивают на подвесной конвейер 37 для подачи их на рабочие места для ремонта. По конвейеру движутся подвески, предназначенные для перемещения коленчатых валов. Передачу коленчатых валов с конвейера на станок и со станка на конвейер производят с помощью небольших подвесных кранов 38 со специальными схватками. Подвесной конвейер служит не только для передачи, но и яв* ляется накопителем деталей.
Перед шлифованием коренных и шатунных шеек коленчатые валы подвергают правке. Так как шлифование коренных шеек производят при базировании на поверхности центров, то и опе^ рация правки предусматривает базирование на эти поверхности. При этом уменьшается вероятность шлифования валов с переходом через очередной ремонтный размер. Шлифуют коренные и шатунные шейки на круглошлифовальных станках 3A423 (21).
Обработку отверстий во фланце коленчатого вала производят на радиально-сверлильном станке 22 специальным режущим инструментом с направлением через кондуктор. Коленчатый вал устанавливают в приспособление с пневмозажимами в горизонтальном положении. Для поворота в рабочее вертикальное положение применяют пневматический кантователь 10.
Затем фрезеруют шпоночные пазы на горизонтально-фрезерном станке 23 с применением приспособления с пневмозажимом.
Все коленчатые валы балансируют на станке 24 динамической балансировки, а затем их подают на полировальный станок 6749, где обрабатывают одновременно все коренные и шатунные шейки.
После контроля на магнитном дефектоскопе 6 на отсутствие трещин и промывки масляных каналов в машине ОМ-ЗбОО (поз. 28) коленчатые валы подают на рабочее место для сборки, где на поворотном столе 2 заворачивают заглушки, забирают штифты и маркируют вал. Собранные коленчатые валы проходят окончательную проверку ОТК на столе 30. Контрольный пост оснащен приспособлением 32 для комплексной проверки вала. Прошедшие контроль валы укладывают с помощью подвесного крана 38 на рольганг 36 в специальные подставки по два вала. По рольгангу коленчатые валы подают в ванну 35 для консервации. Далее коленчатые валы комплектуют вкладышами, упаковывают и укладывают в контейнер. Коленчатые валы на участке консервации и упаковки перемещают с помощью электротельфера консольным краном. Кстати, производство упаковочного оборудования заказывают тут.
Поточно-механизированная линия характеризуется высоким уровнем механизации межоперационной транспортировки, загрузочных работ и технологических операций. Она позволяет повысить качество восстановленных коленчатых валов за счет применения специальной технологической оснастки, освоения оборудования для выполнения только определенных операций, применения операции полирования шеек на специальном стенде.
Экономическая эффективность поточно-механизированной линии достигается за счет применения на линии метода многостаночного обслуживания оборудования, снижения вспомогательного времени путем применения быстродействующей оснастки и облегченных кран-балок, снижения на отдельных операциях основного времени за счет использования специального оборудования.