Цель и содержание работы. Закрепить знания по общему устройству и регулировкам жатки, полученные на теоретических занятиях. Научиться разбирать, собирать и регулировать пятипланчатое мотовило, режущий аппарат и предохранительные муфты передач. Освоить установку и снятие с жатки транспортерных лент и клиновых ремней привода.
Оборудование рабочего места. Приспособление для натяжения транспортерных лент (ЖРС-157); ключ подъема колес (ЖРС-22); отвертка; ключи гаечные двухсторонние 8X10; 10X12; 12X14; 17Х X 19; 22X24; 27X30; две подставки под мотовило, линейка 300 мм.
Последовательность выполнения работы. Повторить общее устройство валковой прицепной жатки. Осмотреть жатку и найти компенсатор 5 (рис. 31), сницу 10, делители 11 и 16, ведущие валы 12 и 14 малого и большого транспортеров 20 и 23, мотовило 13, режущий аппарат 15.
Рассмотреть планчатое мотовило с предохранительной муфтой и пятью лопастями, на концах которых установлены прорезиненные накладки. Обратить внимание на то, что жесткость вала мотовила усилена постановкой трех шпренгелей на круглых щитках.
Соблюдая осторожность, провернуть кривошип привода ножа и убедиться в том, что нож имеет ход 140 мм при шаге расстановки пальцев 76 мм, а конструкция пальцев, сегментов и вкладышей такая же, как на самоходных зерновых комбайнах. Также, если регулировки или обслуживание производится в работе, необходимо надеть защитный костюм, по конструкции напоминающий жилет спасательный, используемый на водных судах.
Осмотреть ременно-планчатые транспортеры жатки и найти узлы и детали, из которых они состоят.
Рассмотреть привод рабочих органов жатки, который осуществляется от вала отбора мощности трактора (рис. 32) с помощью двух карданных валов с промежуточной опорой между ними. Задний карданный вал 3 соединяется с распределительным валом жатки, на которой насажен трехручьевой шкив 4. С двух ручьев шкива 4 движение передается клиновыми ремнями на кривошипный вал, а с третьего ручья — на шкив 6 конического редуктора 7 и ведущий шкив 8 малого транспортера. Со второго ручья шкива 8 вращение передается клиновым ремнем на шкив 9 контрпривода большого транспортера. От контрпривода на ведущий вал транспортера движение передается втулочно-роликовой цепью 10 и от конического редуктора 7 на вал мотовила 12 вращение также передается вту-лочно-роликовой цепью 11.
Найти на жатке выносной гидроцилиндр, установленный на сни-де, который через рычаг и тягу изменяет угол наклона платформы жатки к горизонту и, следовательно, установочную высоту среза режущим аппаратом.
Найти на жатке второй выносной гидродилиндр, установленный под левой поддержкой мотовила и регулирующий установочную высоту мотовила. Рассмотреть, как левая поддержка мотовила связана тросовой тягой с правой поддержкой.
Подготовить рабочее место, проверить комплектность инструмента и приспособлений и приступить к выполнению работы.
Разборка, сборка и регулировка планчатого мотовила
Снять мотовило с жатки:
- Отвернуть гайки болтов крепления кареток мотовила на правой и левой поддержках. Придерживая мотовило с обеих сторон, вынуть болты крепления кареток из отверстий в поддержках мотовила.
- Снять цепь привода мотовила со звездочки на валу мотовила. Снять мотовило с поддержек, поддерживая его с обеих сторон за вал. Установить мотовило концами вала на подставки.
Разобрать мотовило:
- Разобрать предохранительную муфту мотовила. Снять со ступицы венец звездочки 2=73. Снять ступицу зубчатого кольца со шпонки на валу мотовила.
- Отвернуть гайки болтов крепления подшипников мотовила к кареткам и снять планки с ввернутыми в них масленками. Снять шплинты, шайбы и отвернуть гайки крепления щитков с обеих сторон вала мотовила. Снять круглые щитки вместе с деревянными подшипниками с болтов кареток.
- Отогнуть углы стопорных планок с граней гаек и отвинтить гайки, крепящие лопасти мотовила. Разъединить лучи от распорных планок.
- Отвернуть гайки, снять болты и вынуть лучи из крестовин^, сняв кронштейны шпренгелей.
Собрать мотовило и отрегулировать предохранительную муфту:
- Вставить лучи в крайние гнезда, образованные крестовинами и опорными шайбами. Закрепить лучи болтами, поставив на эти болты круглые щитки шпренгелей.
- Поставить в гнезда средних крестовин по три луча с отверстиями под шпренгель и по два луча без отверстий, расположив три луча равномерно по окружности крестовин. На лучи с отверстиями наложить кронштейны шпренгелей. Наложить на лучи накладки и закрепить их болтами.
- Соединить лучи распорными планками, закрепить их болтами, подложив под гайки пружинные шайбы. Для предотвращения само-отвинчивания под гайки каждой пары болтов поставить стопорные планки. Углы планок загнуть на грани гаек.
- Поставить шпренгели, пропустив два шпренгеля через отверстия кронштейнов, а один — через отверстие в лучах. Концы шпренгелей вставить в отверстия опорных шайб и навернуть на них гайки с контргайками. Предварительно натянуть шпренгели.
- Надеть с обеих сторон на вал мотовила круглые щитки шпрен-гелей раструбами наружу. Во внутренние отверстия с обоих концов сала вставить шплинты и развести их концы. Поставить на концы валов последовательно: шайбы, деревянные подшипники, затем снова шайбы. Вставить шплинты в наружные отверстия вала.
- Проверить наличие в гнездах кареток мотовила болтов с квадратным подголовком. Установить мотовило на жатке, надев деревянные подшипники и щитки на болты кареток. Поставить под гайки болтов крепления подшипников планки с ввернутыми в них масленками.
- Собрать предохранительную муфту мотовила, убедившись в том, что ступица зубчатого кольца от нажима руки перемещается по шпонке и валу.
- Надеть цепь привода мотовила по схеме, приведенной на рис. 5. Проверить легкость вращения мотовила, вращая шкив редуктора.
- Установить приводные ремни. Затянуть пружину муфты таким образом, чтобы муфта срабатывала при приложении к лопасти усилия в 10—12 кгс (98,07—117,67 Н), при этом направление вращения мотовила должно быть сделано обратным рабочему направлению вращения.
Снять и установить нож. Отрегулировать предохранительную муфту кривошипного вала и привода:
- Сиять шатун вместе с кривошипом.
- Снять направитель ножа: снять переднюю крышку направите-ля и вынуть войлочное уплотнение. Снять с хвостовика ножа крышку, войлочное уплотнение и направитель.
- Вытащить нож в проем левого кронштейна сницы, направляя ¦его под концом кривошипного вала.
Установить нож на жатку в обратном порядке:
- Вставить нож в проем левого кронштейна сницы, затем пропустить его через проем в правом кронштейне. Если нож будет входить туго, то необходимо отпустить прижимы ножа. После установки ножа на место следует подтянуть болты прижимов.
- Установить направитель, его уплотнения и крышку. Болты обязательно должны иметь контргайки.
- Установить опору ножа так, чтобы не было зазоров между спинкой ножа и чугунной пластиной 2 (рис. 33). Зазоры устраняются подъемом пластины 2 по овальным отверстиям в угольнике переднего бруса 5.
- Проверить легкость хода ножа и прилегание сегментов к вкладышам пальцев. Вершины сегментов должны прилегать к вкладышам, а в задней части должен быть зазор 0,3—1,0 мм. Зазоры регулируют рихтовкой пальцев или прижимами ножа.
- Поставить кривошип с шатуном на кривошипный вал, одновременно надевая деревянный подшипник на палец головки ножа. На пальце головки должны быть поставлены две шайбы. После установки кривошипа с шатуном с наружной стороны деревянного подшипника поставить еще одну шайбу и зашплинтовать ее.
- Провернуть вручную шкив кривошипного вала и проверить центровку ножа. При крайних положениях ножа осевые линии сегментов не доходят до осевых линий каждого второго пальца на 6 мм. При превышении этой величины необходимо изменить длину шатуна, иначе возможен большой отгиб стеблей верхними кромками сегментов, выходящих за тело пальца.
- Отрегулировать предохранительную муфту кривошипного вала.
Разобрать муфту и убедиться, что ведущая часть муфты свободно перемещается по валу и шпонке. Установить зубчатые венцы так, чтобы вершины зубцов совпадали. Затянуть пружину до полного сжатия витков. Отвернуть гайку на один полный оборот. Провернуть шкив и установить шайбы в рабочее положение. Законтрить гайку.
Установить и натянуть приводные клиновые ремни:
- Поставить два ремня 1 (рис. 34) длиной 1303 мм, приводящие во вращение кривошипный вал. С помощью натяжнота устройства натянуть ремни так, чтобы от усилия в 3—4 кгс (29,4—-39,2 Н), приложенного в точке А, стрела прогиба была равна 4—6 мм.
- Надеть ремень 7 длиной 7100 мм на внутренний ручей шкива ведущего вала малого транспортера. Для постановки ремня 7 на шкив контрпривода ведущего вала большого транспортера контрпривод необходимо разобрать.
- Поставить ремень 4 привода мотовила и транспортеров. Вращая регулировочную гайку 6, натянуть ремень натяжным роликом так, чтобы при нажатии с усилием 3—4 кгс (29,4—39,2 Н) в точке В стрела прогиба была равна 16—20 мм.
- Проверить направление вращения ведущего вала большого транспортера, проворачивая вал карданной передачи по часовой стрелке (если смотреть сзади по ходу движения жатки).
При неправильном движении лент транспортера поменять местами ведущую и ведомую ветви ремня 7. Натяжение ремня сделать таким, чтобы от приложения усилия в 3—4 кгс (29,4—39,2 Н) в точке Б прогиб ремня был равен 16—20 мм.
Выполнить регулировки рабочих органов жатки:
- Установить высоту среза режущего аппарата величиной 15 см путем перемещения колес жатки с помощью винтовых подъемов.
- Уменьшить высоту среза до 10 см путем измек-ения длины штока гидроцилиндра, установленного на снице. Установить хомутик на штоке гидроцилиндра в такое положение, чтобы наименьшая высота среза равнялась 10 см. В работе это устранит забивание режущего аппарата почвой, поломки пальцев и разрывы спинки ножа.
- В зависимости от состояния хлебостоя, рельефа поля и скорости движения оборудовать жатку пятипланчатым, двухпланчатым или эксцентриковым мотовилом (разборка, сборка и регулировка эксцентрикового мотовила описаны в работе № 1).
Двухпланчатое мотовило устанавливается на жатку при скашивании пониклых и полеглых хлебов на скоростях 9—14 км/ч. На скоростях свыше 14 км/ч двухпланчатое мотовило отключается, и его планки переводятся в горизонтальное положение. - Установить зазор между планками мотовила и пальцами режущего аппарата, переставив хомутик на штоке гидроцилиндра подъема мотовила. В работе высота установки мотовила должна быть такой, чтобы середина планки касалась прямостоящего стебля на расстоянии ’/з его длины, считая от вершины колоса.
- Изменить частоту вращения мотовила, установив на валу редуктора звездочку с числом зубьев 2=13 или 2=11. Окружная скорость планок мотовила должна быть в 1,2—1,8 раза больше поступательной скорости жатки.
- Установить четвертую транспортерную ленту на большой транспортер жатки, сняв второй щиток ведущего вала, считая от ветрового щита, как при уборке высокостебельной густой массы.
При уборке низкорослого и полеглого хлеба четвертую транспортерную ленту необходимо ставить между первой и второй лен* тами, сняв щиток ведущего вала.