Предисловие
В подготовке трактористов-машинистов широкого профиля с квалификацией слесаря по ремонту сельскохозяйственной техники в сельских профессионально-технических училищах особое место занимают лабораторно-практические занятия. Они проводятся по 15-звеньевой системе. По каждому заданию оборудуются три однотипных рабочих места.
Тематическим планом и программой лабораторно-практических занятий по предмету «Сельскохозяйственные машины» предусмотрено четыре цикла (IV, V, VI, VII) по изучению зерноуборочных комбайнов, подборщиков и рядковых жаток.
Настоящий практикум по зерноуборочным машинам включает 18 работ-заданий, которые охватывают все вопросы, предусмотренные тематическим планом лабораторно-практических занятий в этих циклах.
Выполнение лабораторно-практических работ позволит каждому учащемуся закрепить знания, полученные на теоретических занятиях, освоить разборку, сборку и регулировку узлов и агрегатов с применением слесарно-монтажного инструмента и специальных приспособлений, изучить особенности конструкций различных зерноуборочных машин, а следовательно, хорошо подготовить себя к самостоятельной работе не только в качестве комбайнера, но и слесаря по ремонту зерноуборочной техники.
В «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы», принятых на XXV съезде КПСС, поставлена задача: «Повысить эффективность использования машинно-трак-торного парка в колхозах и совхозах. Улучшить хранение сельскохозяйственной техники, не допускать преждевременного ее списания. Осуществить мероприятия по дальнейшему совершенствованию и развитию ремонтной базы в сельском хозяйстве, повысить качество ремонта и технического обслуживания машин и оборудования».
Предлагаемое учебное пособие должно помочь работникам сельских профтехучилищ и сельскохозяйственного производства в решении поставленных XXV съездом КПСС задач.
Предисловие, работы 1, 2, 6, 7, 8, 9, 17 написаны Н. Г. Азовце-вым, работы 3, 4 — И. М. Литовчиком, работы 5, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18 — В. Е. Бакчеевым.
Жатвенная часть зерноуборочных комбайновСК-5 «НИВА», СК-6 «КОЛОС» И СКД-5 «СИБИРЯК»
Режущий аппарат, двиатели и мотовило комбайна
Цель и содержание работы. Закрепить знания по общему устройству жатки, режущего аппарата, механизма привода ножа и мотовила, полученные на теоретических занятиях. Научиться разбирать, собирать и регулировать режущий аппарат и механизм привода ножа. Изучить устройство и регулировку делителей с регулируемыми стеблеотводами. Освоить разборку, сборку, установку на жатку и регулировку универсального мотовила.
Оборудование рабочего места. Жатки комбайнов СК-5 «Нива» или СК-6 «Колос» и СКД-5 «Сибиряк» комплектные; ключи гаечные 10X12, 11X14, 14X17, 17X19, 22X24, 22X27 и 32X36 мм; головки 8, 10, 14, 17, 19 и 22; ключ специальный для круглых гаек; молотки — 2 шт.; бородки слесарные 3 и 6; плоскогубцы комбинированные 150 и 175; отвертка; крейцмейсель слесарный 8X60°; съемник для клиновых шпонок; щипцы для снятия и установки стопорных колец; наставка для выпрессовки подшипников; наставка для выпрессовки вала d = 25 мм, l=120 мм; наставка для выпрессовки и спрессовки подшипников d—18 мм, l=120 мм; линейка 1—500, шнур 5 м, подставка универсальная для разборки и сборки мотовила.
Последовательность выполнения работы. Повторить материал об общем устройстве жатвенной части. Найти корпус жатки 3 (рис. 1), делители 1, мотовило 2, режущий аппарат 4, механизм привода ножа 5, шнек 6, опорные башмаки 7, боковые щитки 8, переходной щиток 9, опору жатки 11 и наклонную камеру 13 с плавающим транспортером 12.
Проверить наличие на жатке всех пальцев 21 (рис. 2) режущего аппарата с противорежущими пластинками 28, сегментов 22, приклепанных к спинке ножа 27, прижимных лапок 26 с прокладками 25, пластинок трения 24, щечек 18 и 19 соединительного звена, головки ножа 20 и шаровой головки болта коромысла И, направляющей головки ножа 12, накладок 10, реек 9 и стержня шатуна 8, головки шатуна 5 в сборе с кривошипом 4 и карданным валом l с вилкой 2 шарнирного соединения.
Осмотреть мотовило и найти основные узлы и детали, из которых оно состоит.
Проверить комплектность инструмента и необходимых приспособлений, подготовить рабочее место и приступить к выполнению работы.
Разборка, сборка и регулировка режущего аппарата и механизма привода ножа
Разобрать режущий аппарат:
- Отвернуть гайки йслта 17 (см. риС; 2), снять пружину 16 и щечки 18 и 19 соединительного звена.
- Вынуть шплинт, ослабить корончатую гайку болта 15, оси коромысла 14 и отвести коромысло в сторону в пазах кронштейна 13.
- Вынуть нож за головку. При этом в целях соблюдения правил безопасности нельзя держаться за пальцы режущего аппарата.
- Отвернуть гайки, вынуть болты, снять направляющую ножа 12, два-три пальца 21 и прижимную лапку 26 с регулировочными прокладками 25.
Разобрать механизм привода ножа (см. рис. 2):
- Отвернуть гайки на стяжке и на болтах накладок 10. Снять накладки, вынуть болты.
- Отвернуть корончатую гайку, вынуть болт 15, снять коромыс-m 11 и перенести его на верстак для разборки.
- Отвернуть гайки, вынуть болты, снять крышку головки шату-ш& 5, отогнуть буртик замочной шайбы, отвернуть круглую гайку аальца кривошипа 4, съемником спрессовать с пальца головку шатуна вместе с подшипником и выпрессовать из головки подшипник.
- Отвернуть гайки болтов 6 и 7, вынуть болты и снять стержень шатуна 8.
- Отвернуть контргайку и стопорный винт вилки шарнира 2 в снять с вала 3 карданный вал 1 и выбить шпонку.
- Вынуть шплинт, отвернуть корончатую гайку стяжного болте и снять кривошип 4 с вала 3.
- Отвернуть гайки на четырех болтах, вынуть болты и снять корпус с валом кривошипа в сборе.
- Разобрать коромысло, для чего вынуть шплинты, отвернуть корончатые гайки, вынуть шаровые болты, снять кольцо, выпрестаь вать ось 14 с подшипником, выпрессовать подшипник из корпусе коромысла 11, снять замочные кольца и спрессовать подшипник с оси кулисы.
После разборки механизма привода ножа и режущего аппарата проверить состояние и крепление пальцевого бруса. Установить т место снятые регулировочные прокладки и прижимную лапку, пальцы режущего аппарата и направляющую ножа.
Проверить крепление всех пальцев к уголку бруса. При легко» ударе молотка плохо закрепленные пальцы издают дребезжащий звук. Гайки на болтах крепления этих пальцев подтянуть.
Проверить положение носков и вкладышей пальцев, которые должны находиться в одной плоскости. При натяжении шнура меж« ду крайними пальцами носки пальцев не должны отклоняться вверх и вниз более чем на 3 мм, а рабочие поверхности вкладышей — вё 0,5 мм. Погнутые пальцы отрихтовать легкими ударами молотка.
Осмотреть спинку и головку ножа, состояние сегментов н зги клепок. Прогибы спинки ножа и неправильное положение сегментож устранить рихтовкой спинки на плите, а плохо закрепленные сегменты переклепать.
Проверить щечки, пружину и болт соединительного звена шаровых головок ножа и коромысла, ось, подшипники, замочные кольца и корпус коромысла, накладки, рейки, стержень и головку шатуна, кривошип, корпус с приводным валом и вилку карданного вала. Убедиться в их исправности и приступить к сборке.
Собрать и отрегулировать режущий аппарат ш механизм привода ножа: 1. Собрать коромысло 11 (см, рис. 2). Запрессовать в корпус коромысла подшипник, установить в пазы оси 14 замочные кольца. Запрессовать ось в подшипник, s второй подшипник — в коромысло. Надеть защитное кольцо. Вставить шаровые болты, затянуть корончатые гайки.
- Установить коромысло в пазы кронштейна жатки, вставить гайку крепления 15, надеть шайбу и навернуть корончатую гайку.
- Собрать шатун. Запрессовать подшипник в головку шатуна 5, напрессовать его на палец кривошипа 4, надеть замочную шайбу, затянуть и зафиксировать гайку. Поставить на место крышку, вставить болты и затянуть гайки. Соединить стержень шатуна 8 с го« ловкой 5, вставить стяжные болты 6 и 7 и затянуть гайки.
- Поставить на место корпус вала кривошипа 3 в сборе и надежно затянуть гайки. На один конец вала кривошипа установить вилжу шарнира 2 карданного вала 1, предварительно вставив в паз шпонку, завернуть стопорный винт и затянуть контргайку. На второй конец вала надеть кривошип 4, затянуть и зашплинтовать корончатую гайку стяжного болта.
- Соблюдая осторожность, вставить нож в режущий аппарат. При правильном положении пальцев 21, прижимных лапок 26 и на-аравляющей 12 нож должен свободно входить в режущий аппарат а легко двигаться от небольших усилий руки.
- Сместить коромысло в пазах кронштейна в сторону режущего аппарата, соединить шаровые головки ножа и болта коромысла эдечками 18 и 19 соединительного звена, вставить болт 17, надеть нружину 16, шайбу и затянуть гайки так, чтобы оставался суммар-мый зазор между витками пружины 2—3 мм, а шаровые головки свободно поворачивались в гнездах, но не имели люфта. Это позволит компенсировать во время работы взаимные отклонения коромысла и ножа в разных плоскостях.
- Проверить положение сегментов ножа 22 относительно про-тиворежущей пластины 28. Они должны прилегать друг к другу или аметь зазор не более 0,8 мм в передней и 1,5 мм в задней части. Регулируют зазоры прокладками 25 (см. рис. 2) прижимных ла-иок 26 и перестановкой пластин трения 24. Зазор между прижимной лапкой 26 и сегментом 22 не должен превышать 0,5 мм.
- Закрепить направляющую 12 головки ножа так, чтобы головка свободно перемещалась в пазах. Овальные отверстия на паль-левом брусе 23 и регулировочные шайбы позволяют устанавливать яаправляющую в нужное положение.
- Вставить шаровую головку болта коромысла в выемки накладок 10 шатуна и слегка затянуть гайки на стяжке и на болтах макладок. Установить и закрепить коромысло в пазах кронштейна, добиваясь отклонения щечек 18 и 19 соединительного звена назад яа 2,5 мм и совмещения осевых линий сегментов 22 и пальцев 21. При отклонении осевых линий более чем на 5 мм режущий аппарат центрируют, изменяя длину шатуна.
- Отпустить гайки стяжки и болтов накладок 10 шатуна и смещением их относительно зубчатых реек 9 установить необходимую длину шатуна. Убедившись в том, что выступы реек 9 вошли в вы-«мки накладок до отказа, затянуть гайки на болтах накладок шатуна, а гайки стяжки затянуть так, чтобы шаровая головка болта коромысла свободно поворачивалась, но не имела ощутимого люфта.
- Проверить свободное совмещение центров сфер накладок и шарового болта коромысла. Это достигается правильной установкой шатуна без перекоса. Для этого необходимо установить нож в вреднее положение, отпустить гайки на болтах 6 и 7 и, поворачивая шкив ведущего вала наклонного транспортера, переместить кривошип на 360°. Овальное отверстие болта 7 позволит шатуну занять правильное положение и устранить перекос шатуна относительно головки. Надежно затянуть гайки на болтах 6 и 7.
Устройство и регулировка делителя с регулируемыми стеблеотводами
Делители отделяют срезанные стебли от основного хлебнош массива.
Для уборки короткостебельных хлебов и зерновых культур с нормальным неполеглым стеблестоем высотой до 1 м делителям® на жатках служат боковины со съемными носками.
Длинностебельные и полеглые хлеба убирают жатками, оборудованными делителями с регулируемыми стеблеотводами, которые поставляются хозяйствам по отдельным заказам.
Такой делитель (рис. 3) состоит из корпуса 1, основной трубы 11, носка 13 с башмаком 12, стеблеотводов 4 и 8, прутков 3 и 14„ растяжек, трубок и специальных болтов 2 и ручек 10 для крепления стеблеотводов.
Во время уборки длинносоломистых и полеглых хлебов центральный корпус 1 и стеблеотводы 4 и 8 устанавливают применительно к высоте хлебостоя так, чтобы длинные и спутанные стебли яе повисали на боковинах жатки и не выдергивались из почвы.
Положение центрального корпуса делителя регулируют при помощи специального болта 2 и прутка 3, а вынос стеблеотводов изменяют: внешнего — прутком 6 и телескопической трубой 7, внутреннего — прутком 14 с рукояткой 5.
Чрезмерный вынос внутреннего стеблеотвода 4 нарушает нормальную работу мотовила, ухудшает срез стеблей и приводит к потерям зерна за жаткой.
Разборка, сборка и установка вариатора мотовила:
- Ослабить натяжение цепей, найти соединительные звенья, вынуть их и снять цепи привода вариатора и мотовила.
- Отсоединить трубопровод от гидроцилиндра 14 (рис. 4).
- Отвернуть гайки, вынуть болты крепления кронштейна, снять ремень 12 и нижний шкив вариатора в сборе.
- Слить масло из гидроцилиндра и навернуть пробку на штуцер 16.
- Ослабить крепление разрезной втулки кронштейна 15, снять кронштейн с гидроцилиндра 14.
- Отогнуть замочные шайбы, отвернуть гайки на шпильках 11, снять крестовину 9 с плунжером 10, подвижный диск 7 с пальцем 8, ведущий диск. Снять крышку подшипника, отвернуть гайки и вынуть шпильки 11.
- Сжать пружину 3, снять стопорное кольцо, медленно ослабить пружину, снять звездочку обойму, пружину 3, ведомый 4 и ведущий 5 диски верхнего шкива.
- Осмотреть состояние снятых узлов и деталей, уяснить устройство вариатора и, не выпрессовывая подшипники и не снимая уплотнения, собрать шкивы вариатора в последовательности, обрат» ной разборке.
- Установить нижний шкив в сборе на корпус жатки, надеть ремень 12 и затянуть болты крепления вала шкива.
- Отвернуть пробку на штуцере 16 и навернуть накидную гайку трубопровода.
- Отрегулировать величину хода подвижного диска 7, для чего ослабить гайки на шпильках 11, сдвинуть плунжер 10 до упора в донышко гидроцилиндра 14 и равномерно затягивать гайки её шпильках до тех пор, пока зазор между дисками 6 и 7 составит 25±Гмм. В таком положении загнуть лапки замочных шайб на крестовину.
- Натянуть ремень вариатора поворотом нижнего шкива г овальных отверстиях так, чтобы прогиб ремня при усилии 4 кгс (39,23 Н) не превышал 8—10 мм.
- Надеть цепи, установить соединительные звенья и натянул цепи привода вариатора и мотовила.
Разборка, сборка и регулировка универсального мотовила
Снять с жатки мотовило:
- Снять предохранительный кожух механизма привода мотовила.
- Ослабить гайку стяжного болта 14 (рис. 5) зажимного хому-ш пальца 3, вынуть ограничительный шплинт, установленный на конце тяги 13, отсоединить от ползуна 15 штангу 5 и тягу 13, сместить мотовило на поддержках 2 назад и снять цепь привода мотовила.
- Снять мотовило с поддержек и установить его на специальную подставку для разборки и сборки мотовила.
Разобрать мотовило:
- Отвернуть гайки и контргайки «а болтах предохранительной муфты ведомой звездочки 1 (рис. 5), вынуть болты, снять пружины, выпрессовать шпонку и снять сту-шцу трения, кольца, звездочку и нажимной диск с цапфы вала мотовила.
- Отсоединить планку с роликами эксцентрикового механизма от тяги ползуна 15.
- Вынуть шплинты на цапфах вала мотовила, снять подшипник с ползуном, щиток 23 (рис. 6) и подшипник 22 с ползуном 21.
- Отогнуть шайбу, отвернуть гайку, вынуть ось с роликом и снять с вала мотовила планку 12 со вторым роликом и поводком эксцентрика. Расшплинтовать пальцы кривошипов 17 труб граблин 18, снять шайбы и обойму эксцентрикового механизма 13 в сборе. Отвернуть гайки, вынуть болты и снять с обоймы 14 пластины 16 а лучи 15.
- Вынуть шплинты на концах граблин, вынуть пальцы, снять защитные пластины с лучей правой крестовины 1.
- Отогнуть замочные шайбы, отвернуть гайки, вынуть болты, снять скобы 6, полуподшипники 7 с лучей крестовин 1, 4 и 10 и поочередно снять с мотовила трубы 18 с граблинами.
- Отвернуть гайки, снять распорные планки 8 с лучей крестовин 4 и 10, вынуть из отверстий лучей болты с полукруглыми головками.
- Отвернуть гайки на концах шпренгелей 3, вынуть концы шпренгелей из отверстий кронштейнов 2, отвернуть вторые гайки и извлечь шпренгели из отверстий лучей крестовины 4.
- Отвернуть гайки, вынуть болты и снять лучи с крестовин 1, 4 и Ю, а с крестовин 1 снять защитный диск 24.
Мотовило поступает в хозяйство в разобранном виде. Поэтому его необходимо уметь правильно собирать, устанавливать на жатку и регулировать. Перед началом сборки проверить состояние и комплектность деталей, болтов, гаек, шайб и шплинтов.
Собрать мотовило:
- Установить на подставке вал 11 (см. рис. 6) так, чтобы отверстия на кронштейнах 2 были направлены вверх. Ввести в пазы средней крестовины 4 деревянные лучи 5 с отверстиями, вставить болты в отверстия и затянуть гайки.
- Продеть шпренгели 3 в отверстия лучей 5, а их концы в отверстия кронштейнов 2, предварительно навернув на резьбовую часть шпренгелей гайки. Навернуть на концы вторые гайки и натяжением шпренгелей устранить прогиб вала (центральной трубы мотовила).
- Закрепить в остальных пазах крестовин 1, 4 а 10 деревянные лучи 9, затянуть гайки. К крестовине 1 одновременно с лучами закрепить защитный диск 24.
- Вставить в отверстия труб 18 пальцы граблин и зафиксировать их шплинтами.
- Смазать маслом АК-15 гнезда лучей; поочередно установить трубы на лучи, направленные вверх; поворачивая вал, закрепить скобами 6 полуподшипники 7; вставить стяжные болты; подложить под гайки замочные шайбы; затянуть гайки и отогнуть шайбы.
- Соединить лучи крестовин 4 и 10 распорными планками 8, а лучи правой крестовины — защитными пластинами 16.
Защитные пластины правой крестовины закрепить специальными пальцами, которые зафиксированы шплинтами в трубах 18. Между головками пальцев и пластинами установить шайбы. Провернуть трубы с граблинами и, убедившись в свободном их вращении, приступить к сборке эксцентрикового механизма. - Установить в пазы обоймы 14 лучи 15, вставить болты и затянуть гайки. Вставить в отверстия лучей меньшего диаметра болты, соединить концы лучей защитными пластинками 16, навернуть и затянуть гайки. Снять с планки 12 ось с роликами, вставить планку в обойму 14, установить ось с роликом на место.
- Надеть на левую цапфу вала мотовила поводок эксцентрика, поставить на пальцы кривошипов 17 труб с граблинами 18 шайбы, завести пальцы в подшипники лучей 15 эксцентриковой обоймы 13 и зашплинтовать.
- Установить на правую цапфу вала мотовила деревянный подшипник 22 с ползуном 21 и зашплинтовать. В проушины опорных планок ползунов вставить пальцы с разрезными головками.
- Отрегулировать окончательно натяжение шпренгелей 3 так, чтобы вал мотовила не имел прогибов. При натяжении шпренгель должен находиться вверху. Прямолинейность вала проверить натяжением шнура между выступами крайних крестовин 1 и 10. Закрепить на кронштейнах 19 граблин 18 лопасти 20.
Установить мотовило на жатку и отрегулировать его. Вставить в разрезные головки пальцев ползунов 15 (см. рис. 5) тяги, на концах тяг установить ограничительные шплинты. Надеть ползуны на поддержки так, чтобы вал мотовила находился над поддержками. Затянуть гайки на болтах зажимных хомутов пальцев 3 и соединить планку с тягой левого ползуна мотовила, а штангу 5 (см. рис. 5) с пальцем 3.
Проверить состояние фрикционных колец предохранительной муфты. Надеть на левую цапфу вала мотовила нажимной’диск, затем первое фрикционное кольцо, звездочку, второе кольцо и ступицу трения, надеть на болты пружины, вставить болты в отверстия ступицы и диска и навернуть гайки. Закрепить собранную муфту на валу мотовила шпонкой так, чтобы звездочка 1 находилась в одной плоскости с ведущей звездочкой и натяжными звездочками 4 и 8. При необходимости натяжные звездочки смещают в нужную сторону регулировочными шайбами 6 или подрихтовкой планки 7. Надеть цепь и приступить к регулировкам мотовила.
- Установить мотовило так, чтобы вал (центральная труба) находился в одной вертикальной плоскости с пальцевым брусом режущего аппарата. Для этого необходимо ослабить гайку болта 14 зажимного хомута пальца 3, сместить вперед или назад мотовило и надежно затянуть гайку.
- Освоить вынос мотовила, равномерно перемещая его на поддержках, и отрегулировать зазор между концами граблин и пальцами режущего аппарата, а также между концами граблин и спиралью шнека жатки по заданию преподавателя.
- Опустить мотовило в крайнее нижнее положение. Вынуть шплинт, и палец вилки 10 отвернуть на вилке контргайки, ввинчивая или вывинчивая вилку 10 на поддержке 2, установить минимально допустимый зазор 20—25 мм и соединить вилку со штоком гидроцилиндра. Аналогичную операцию проделать и на правой стороне жатки. Установить пазы вилок с левой и с правой сторон строго вдоль поддержек и надежно затянуть контргайки. Это позволит избежать поломок вилок или штоков гидроцилиндров мотовила.
- Переместить мотовило в крайнее заднее положение, для чего ослабить гайки на болтах зажимных хомутов пальцев 3 с левой и с правой сторон и, равномерно сдвигая мотовило на поддержках, установить минимальный зазор между пальцами граблин и спиралью шнека 15 мм и надежно затянуть гайки.
- Изменить наклон граблин мотовила. Для этого отвернуть гайку, вынуть болт, соединяющий планку 12 с роликами (см. рис. 6) с тягой левого ползуна мотовила, совместить отверстие планки с другим отверстием тяги ползуна, вставить болт и затянуть гайку. Если планка с роликами 12 закреплена в первом отверстии тяги ползуна, то граблины мотовила будут иметь наклон вперед на 15°, во втором отверстии граблины станут в вертикальное положение, в третьем и четвертом — граблины наклонятся назад по ходу движения комбайна соответственно на 15 и 30°.
Для уборки высокостебельных хлебов мотовило следует отодвинуть назад, граблины наклонить вперед на 15°, а деревянные лопасти опустить в нижнее положение.
Для уборки нормального хлебостоя с небольшой и средней по-киклостью стеблей мотовило необходимо установить в среднее положение, граблины поставить вертикально, а лопасти закрепить так, чтобы они не закрывали концы пальцев.
Для уборки полеглых короткостебельных и среднестебельных хлебов мотовило вынести максимально вперед, граблины наклонить назад на 15°, а при уборке полеглых длинностебельных хлебов — назад на 30°, лопасти с граблин снять. - Отрегулировать предохранительную муфту мотовила на передачу крутящего момента 12 кгс-м (117,68 Н-м). Для этого равномерно затянуть гайки на болтах и сжать пружины настолько, чтобы при усилии 18 кгс (176,52 Н), приложенном к трубе граблин, муфта начала пробуксовывать.
- Натянуть ремень вариатора, для чего ослабить гайки на болтах крепления нижнего ведущего шкива, сместить шкив за счет овальных отверстий в приливах кронштейна до нормального натяжения ремня и надежно затянуть гайки.
- Во время работы рычагами гидросистемы комбайна мотовило можно опускать или поднимать, перемещать вперед или назад и изменять число оборотов применительно к состоянию убираемого хлебостоя.
Сблокированный механизм перемещения мотовила автоматически обеспечивает подъем и одновременное перемещение мотовила назад, или опускание, и одновременное перемещение мотовила вперед. Максимальный подъем мотовила 460 мм, а вынос — 380 мм.
При уборке хлебов с нормальным хлебостоем мотовило необходимо поднимать так, чтобы граблины касались стеблей на высоте 2/з от места среза.
Правильная регулировка мотовила исключает потери срезанным колосом, зависание хлебной массы на граблинах, перебрасывание стеблей через ветровой щит и обмолот зерна из колосьев.
Обороты мотовила можно изменять от 15,5 до 52 в минуту при помощи клиноременного вариатора и заменой шестнадцатизубдовой звездочки на двадцатизубцовую.
Окружная скорость граблин мотовила при работе комбайна на > пониженной передаче должна быть больше поступательной скорости уборочного агрегата в 1,7—2,0 раза, а при работе на повышенных передачах — в 1,2—1,5. При больших оборотах мотовила срезанные стебли перебрасываются через ветровой щит, а при малых — ухудшается подвод стеблей к режущему аппарату.