Цель и содержание работы. Закрепить знания по общему устройству навесных жаток, полученные на теоретических занятиях. Научиться разбирать и собирать редуктор и нижний вал наклонного корпуса жатки ЖВН-6А. Освоить регулировки рабочих органов навесных жаток и навеску их на комбайны и тракторы. Изучить особенности устройства и работы жаток ЖНС-6-12, ЖШН-6, ЖБА-3.5А, навешиваемых на самоходные комбайны, и ЖНУ-4,0 и ЖНТ-2,1 А, навешиваемых на гусеничные и колесные тракторы.
Оборудование рабочего места. Комплектная валковая жатка ЖВН-6А; ключи гаечные 10X12, 12×14, 14X17, 17X19, 22X24, 22X27 и 32X36 мм; ключ специальный для круглых гаек; молотки слесарные 800 и 500 г; плоскогубцы комбинированные 150 и 175; отвертка; линейка 1—500; подставка универсальная для разборки и сборки мотовила; четыре подставки под платформы жаток; домкрат; ломик-монтировка; щуп (набор N3); динамометр 50 кгс, штангенциркуль ШЦ-П-0,1-200; индикатор часового типа ИЧ 05 кл. 1 с подставкой; макет подшипника 208.
Последовательность выполнения работы. Повторить общее устройство навесной валковой жатки ЖВН-6А, осмотрев ее основные части: корпус навески 8 (рис. 22), корпус жатки 43, режущий аппарат 44, планчатое или эксцентриковое мотовило с кронштейном 20 крепления гидроцилиндра, ременно-планчатый транспортер 42, шкивы вариатора 22 и 26 оборотов мотовила, редуктор 27, нижний вал 35, механизм уравновешивания с подвесками 30 и блоками пружин 11, верхний вал 9 с приемным шкивом 10.
Отметить, что жатка ЖВН-6А отличается от жатки ЖВН-6 наличием ременно-планчатого транспортера и эксцентрикового мотовила.
Сравнить комбайновые жатки с жаткой ЖВН-6А по общему устройству и отметить, что у валковой жатки нет шнека, а вместо него она имеет полотенно-планчатый, или ременно-планчатый, транспортер.
У валковой жатки нет наклонной камеры с плавающим транспортером, а на ее месте расположен корпус навески с механизмом передач. Привод ножа и мотовила производится с правой стороны, а не с левой, как у комбайновых жаток.
С левой стороны у валковой жатки находятся выбросное окно 45 (см. рис. 22) и направляющий щиток 46.
Запомнить, что при навешивании жатки ЖВН-6А на комбайн СК-5 необходимо заменить верхний вал 9 наклонного корпуса удлиненным (на 11 мм), чтобы обеспечить расположение в одной плоскости шкивов на наклонном корпусе жатки и на молотилке комбайна.
На верхний 9 и нижний 35 валы наклонного корпуса жатки ставятся двухручьевые шкивы одинакового диаметра, но с различным внутренним диаметром ступиц (у верхнего 35 мм, а у нижнего 30 мм). Для соединения гидросистемы жатки с гидросистемой комбайна необходимо иметь переходники с резьбовыми концами М 16X1,5 и М 22X1,5.
Приемный одноручьевой шкив 10 на верхнем валу наклонного корпуса устанавливается на расстоянии 143 мм от правой боковины корпуса комбайна СК-5.
Рассмотреть, как передается движение на рабочие органы жатки. От приемного шкива 10 (см. рис. 22) на правом конце верхнего вала 9 вращение клиновыми ремнями 6 передается на нижний вал 35, который соединен карданным валом 28 с редуктором 27.
На одном из выходных концов редуктора укреплена звездочка, изготовленная за одно целое с кривошипом привода режущего аппарата, а другой выходной конец редуктора служит ведущим валом транспортера жатки.
От звездочки кривошипа движение передается на звездочку нижнего шкива 22 вариатора оборотов мотовила. Клиновым ремнем 25 вращение передается на верхний шкив 26 вариатора.
Со звездочки, закрепленной на ступице неподвижного шкива 26, вращение цепной передачей 18 передается на вал 14 мотовила.
Проверить комплектность инструмента и приспособлений. Подготовить рабочее место и приступить к выполнению работы.
Разборка, сборка и регулировка рабочих органов жатки ЖВН-6А
Разобрать, собрать и отрегулировать ремен-но-планчатый транспортер:
- Снять мотовило и установить его на подставки.
- Проворачивая за шкив 10 верхнего вала корпуса навески 8, установить пятую транспортерную ленту соединенными концами сверху у выбросного окна 45 (см. рис. 22).
- Потянуть за конец ремня 3 (рис. 23), освободить фиксатор 2 и снять захват 1.
- Вытянуть транспортерную ленту. Остальные ленты снимать аналогично.
- Установить ленты в обратной последовательности: конец ленты с одной парой отверстий повернуть планками вниз и завести со стороны выбросного окна между верхним и нижним настилали и проталкивать ее до выхода конца за нижний настил.
- Продеть каждую ленту снизу между ведущим валиком Транспортера и правой боковиной жатки и тянуть вручную по ручью верхнего настила в сторону выбросного окна, не доводя до него 300—400 мм. Натянуть ленты натяжными ремнями 3 и затянуть фиксаторами 2.
- Проверить натяжение ленты, оттянув ее за середину динамометром с усилием 10 кгс (98,07 Н). Высота подъема ленты должна быть 200—250 мм. Замерить высоту подъема ленты линейкой. При необходимости натянуть или ослабить транспортерную ленту ремнем 3 (рис. 23), продетым через захват 1, и зажать его фиксатором.БикЮ
Разобрать нижний вал наклонного корпуса жатки ЖВН-6А:
- Отпустить контргайку и вывернуть стопорный болт 4 (рис. 24). Снять шкив 2 с вала 1.
- Снять крышку корпуса 13 правого подшипника, отвернув гайки и вынув болты 7. Выпрессовать из крышки уплотнительное кольцо 14. Отвернуть гайку с втулки подшипника.
- Отпустить контргайку и вывернуть болт 9. Снять крестовину 11 с вала 1.
- Отвернуть гайку и контргайку. Вынуть болты и корпус 13 подшипника из боковины наклонного корпуса жатки.
- Выпрессовать из корпуса 13 шарикоподшипник 8 и уплотнительное кольцо 14.
- Повторить операции 4 и 5 и разобрать правый подшипник.
- Вынуть вал из наклонного корпуса и выбить шпонку.
Собрать нижний вал наклонного корпуса жатки:
- Запрессовать в крышки подшипников 8 и в их корпуса уплотнительные кольца. Проверить установку пружин внутри колец. Запрессовать в корпуса подшипники до упора их в бурт.
- Вставить вал в наклонный корпус и надеть на вал корпуса подшипников 6 и 13 в сборе. Совместить отверстия правого корпуса подшипника с отверстиями наклонного корпуса. Поставить в отверстия три болта и закрепить их гайками и контргайками.
- Закрепить подшипник на валу, затянув гайку разрезной втулки. Застопорить гайку шайбой. Поставить на корпус подшипника крышку.
- Собрать и установить левый подшипник, повторив операции 2 и 3.
- Подогнать шпонку 3 по пазу вала и шкива. Надеть шкив на вал и закрепить его на шпонке, ввернув стопорный болт с контргайкой.
Разобрать редуктор с ведущим валом транспортера жатки ЖВН-6А:
- Отвернуть болты крепления верхней крышки редуктора и снять ее.
- Снять крышку 3 шарикоподшипника и выпрессовать уплотнительное кольцо 2. Отвернуть гайку 1, отогнув усики шайбы (рис. 25).
- Спрессовать с вала шарикоподшипник 4. Вынуть из корпуса 6 редуктора вал 14 и шестерню 9. Отвернуть болт 16 и снять его стопорную шайбу.
- Снять с вала шестерню 8, регулировочные прокладки 17 и выбить из валов шпонки 10 и 15.
- Отвернуть два болта крышки 21, вынуть из корпуса 6 редуктора ведущий вал 19 транспортера.
- Спрессовать с вала 19 шарикоподшипник 18 и затем снять крышку 21 с вала.
Собрать редуктор:
- Запрессовать в крышки редуктора уплотнительные кольца. Напрессовать шарикоподшипник 11 на вал 14 до упора.
- Надеть крышку 21 на цапфу ведущего вала транспортера 19.
- Ввести в корпус редуктора шестерню 8. Поставить на цапфу вала 19 пакет регулировочных прокладок 17 толщиной около 2 мм. Вложить в шпоночный паз вала шпонку 15 и поставить на вал коническую шестерню 8. Продвинуть вал 19 до упора шарикоподшипника 18 в корпус редуктора. Ввернуть болт 16 в торец ведущего вала 19, установив под болт стопорную шайбу.
- Ввести в корпус редуктора вал 14. Поставить шпонку в паз на валу и надеть коническую шестерню 9. Напрессовать на вал подшипник 11, поставить его в отверстие корпуса редуктора.
- Установить на крышку 12 прокладку, надеть крышку на вал, закрепить болтами, подложив под них шайбы.
- Надеть распорную трубу 7 на вал редуктора и сдвинуть ее по валу до упора в шестерню 9.
Вставить макет шарикоподшипника 4 в отверстие корпуса редуктора и переместить трубу 7 до упора в макет. - Измерить щупом зазор между торцами шестерни 9 и трубы 7, чтобы определить толщину регулировочных прокладок 5. Выбить макет шарикоподшипника 4 из отверстия корпуса.
- Надеть прокладки 5 на вал редуктора до упора в торец трубки 7. Напрессовать шарикоподшипник 4 на вал редуктора и поставить его в отверстие корпуса до упора.
- Надеть на вал 14 шайбу, навернуть гайку 1. Законтрить гайку, отвернув усик шайбы в паз гайки. Надеть на вал крышку 3 с прокладкой и закрепить ее на корпусе двумя болтами.
- Проверить величину бокового зазора между зубьями шестерен, прокатав между ними свинцовую пластинку толщиной 0,5— 0,4 мм. Допустимый боковой зазор для новых шестерен 0,1—0,16 мм, для приработанной пары — 0,2 мм. Зазор регулируется постановкой прокладок 5 и 17.
- Установить индикатор часового типа и замерить осевые перемещения валов. Они должны быть не более 0,05—0,1 мм. При большем их перемещении заменить подшипники.
- Установить на корпус редуктора прокладку. Наложить верхнюю крышку и закрепить ее пятью болтами.
Выполнить регулировки рабочих органов навесных валковых жаток:
- Установить режущий аппарат жаток на минимальную высоту среза: совместить одно из отверстий в рычаге башмака с отверстием в косынке главной балки жатки при вывешенной на подставках платформе.
- Определить установленную высоту среза, замерив линейкой расстояния от середины сегмента ножа и до поверхности пола, или площадки, и от опорной плоскости башмака — до той же поверхности. Вычесть из первой величины вторую, чтобы определить высоту среза.
Перестановкой копирующих башмаков регулируют установочную высоту среза у жаток ЖВН-6А, ЖШН-6 и ЖНС-6-12. Обычно минимальная высота среза изменяется в пределах 50—100 мм.
Перестановкой опорных колес жатки ЖБА-3,5А можно получить высоту среза 60 мм.
Высоту среза регулируют опорными колесами у жаток ЖШН-6 и ЖБА-3,5А при работе на влажной почве, когда башмаки залипают. При работе на засоренных камнями полях высота среза может устанавливаться гидроцилиндрами подъема жаток.
Отрегулировать натяжение пружин механизма уравновешивания жатки с передвижной рамкой транспортера (ЖНС-6-12):
- Установить передвижную рамку в среднее положение.
- Натянуть левый и правый блоки пружин так, чтобы усилия для поднятия динамометром пальцевого бруса за правый и левый концы были 25—30 кгс (245,19—294,2 Н) для твердых сухих почв и 15—20 кгс (147,09—196,13 Н) для рыхлых влажных полей.
- Передвинуть рамку транспортера в правое крайнее положение и отрегулировать натяжение левой пружины механизма балансировки.
- Передвинуть рамку в левое крайнее положение и натяжением правой пружины механизма балансировки отрегулировать давление на левый башмак.
- Переместить рамку в крайнее правое положение, проверить усилия на подъем пальцевого бруса и при необходимости повторить-указанные регулировки.
Давление опорных колес и башмаков жаток ЖБА-3,5А и ЖВН-6А регулируют изменением натяжения пружин механизма уравновешивания. Порядок проведения этой регулировки описан в. работе 2.
Отрегулировать режущий аппарат жаток:
- Установить на пальцевый брус жаток ЖВН-6А и ЖНС-6-12 щиток от подборщика для уменьшения ширины захвата от 6 до 5 м, как при уборке высокоурожайных культур.
- Проверить совпадение осевых линий сегментов с осевыми линиями пальцев, переместив нож через механизм привода из одного^ крайнего положения в другое.
У жаток ЖНС-6-12 несовпадение осей сегментов с каждым вторым пальцем допускается до 6 мм. Центрировка ножа проводится изменением длины шатуна.
Несовпадение осей пальцев с осями сегментов у жаток ЖВН-6А,. ЖШН-6, ЖБА-3,5 допускается до 5 мм. У жатки ЖБА-3,5А ход ножа регулируют, изменяя длину подвески 1 (рис. 26), у остальных жаток изменяют длину шатуна. - Отрегулировать давление четырех полозков режущего аппарата ЖБА-3,5А на грунт, перемещая хомутики 4 по рессорам 13 до тех пор, пока не ослабнут цепи 9 подвески (см. рис. 26).
- Отрихтовать пальцы и прижимные лапки жатки ЖНС-6-12 таким образом, чтобы сегменты ножа и вкладыши (не более !/з их числа) имели зазор в передней части до 0,8 мм, а в задней части — не более 1,5 мм.
На жатках ЖВН-6А и ЖШН-6 выполнить регулировку зазора в порядке, описанном в работе 1, поскольку режущие аппараты этих жаток взаимозаменяемы с аппаратами жаток самоходных комбайнов.
Отрегулировать положение подвижной рамки транспортера жатки ЖНС-6-12: 1. Переместить подвижную рамку транспортера ЖНС-6-12 вправо до упора и замерить расстояние между осями крепления гидроцилиндра к двуплечему рычагу и к раме жатки. Этот размер должен быть равен 525 мм. Отверстие в горизонтальном настиле рамки должно совпадать с осью центра вращения двуплечего рычага с точностью ±10 мм. В случае отклонений, превышающих допустимые, укоротить или удлинить шток гидроцилиндра с помощью резьбовой вилки.
Отрегулировать мотовило жатки ЖБА-3.5А:
- Изменить установку мотовила по высоте путем укорачивания или удлинения винтовых стяжек у поддержек мотовила так, чтобы планки мотовила погружались на 1/3 высоты стеблестоя.
- Уменьшить вынос вала мотовила перемещением подшипников мотовила по поддержкам вручную. Зафиксировать положение ползунов подшипников стопорными болтами.
- Изменить скорость вращения мотовила путем перестановки приводного ремня на другой ручей шкива или заменой самого шкива.
Регулировки мотовил жаток ЖВН-6А, ЖШН-6 и ЖНС-6-12 такие же, как и у эксцентриковых мотовил жаток комбайнов. Порядок проведения этих регулировок описан в работе 1.
Отрегулировать натяжение полотенно-план-чатых транспортеров жаток ЖБА-3.5А и ЖНТ-2,1А:
- Натянуть полотно транспортера жатки ЖБА-3,5А путем перемещения ведомого вала натяжными болтами.
- Провернуть монтировкой карданный вал привода жатки и убедиться в том, что концы планок при подъеме их на ведомый вал появляются с обеих сторон одновременно. Это будет означать, что полотно натянуто без перекоса.
- Натянуть полотно транспортера жатки ЖНТ-2.1А, провернув за квадратную головку храповики полуосей ведомого валика. Зафиксировать положение храповиков собачками.
Установить и отрегулировать натяжение ленты транспортера жатки ЖНС-6-12:
- Повернуть конец ленты с одной парой отверстий планками вниз и завести его со стороны правой боковины жатки между направляющими дисками вала.
- Протянуть ленту до выхода ее конца за ведущий валик на 400—500 мм. Уложить свободную ветвь ленты в ручей настила.
- Установить на конец ленты, который имеет одну пару соединительных отверстий, захват 4 (см. рис. 23) с ремнем 3. Закрепить на другом конце ленты второй захват 1 с фиксатором 2.
- Натянуть транспортерную ленту с помощью продетого через захват ремня и зажать его фиксатором.
Натяжение ленты должно быть таким, чтобы при подъеме ее средней части с усилием 10 кгс (98,07 Н) высота подъема ленты над настилом находилась в пределах 200—250 мм. - Завести конец ленты с одной парой отверстий под второй конец ленты.
Совместить отверстия ленты и соединить концы ленты при помощи двух болтов с гайками и металлической планки. - Отрезать верхний конец ленты на расстоянии 20 мм от соединительных болтов.
Ленты транспортеров жаток ЖВН-6А, ЖШН-6 и ЖРС-4.9А устанавливают и регулируют аналогично.
Отрегулировать зазор между переключающим упором и рычагом реверсивного редуктора:
- Установить передвижную рамку транспортера так, чтобы переключающий упор ветрового щита и вилка-ловитель располагались на одной прямой (положение вилки-ловителя корректируется вручную).
- Вращением винта переключающего упора установить зазор 2—3 мм между упором и вилкой-ловителем. Законтрить винт переключающего упора.
Конструктивные особенности жаток ЖНС-6-12, ЖШН-6, ЖНУ-4,0, ЖБА-3.5А и ЖНТ-2.1А
Жатка навесная сдвигающая ЖНС-6-12 может работать по схеме «валок к валку» и по схеме «валок на валок». Для этого жатка снабжена подвижной рамкой, транспортером и реверсивным редуктором. При перемещении подвижной рамки гидродилиндром происходит автоматическое изменение направления движения транспортера и открывается правый или левый щит выбросного окна.
Характерной особенностью жатки является широкое использование клиноременных передач для привода рабочих органов, за исключением мотовила.
При агрегатировании жатки с комбайном СК-5 необходимо доработать гидросистему комбайна и заменить двухручьевой шкив наклонного корпуса диаметром 220 мм на шкив диаметром 250 мм.
При агрегатировании жатки ЖНС-6-12 с комбайном СКД-5 необходимо установить на площадке водителя дополнительный распределитель— кран управления вариатором ходовой части — для перемещения рамки транспортера.
Жатка ЖШН-6 предназначена для использования в районах повышенного увлажнения и должна образовывать тонкослойные (10—15 см) валки, в которых колосья расположены преимущественно на поверхности. Она отличается от своей базовой модели ЖВН-6 конструкцией транспортера и платформы.
Платформа жатки изготовлена так, что ее выбросная кромка и ветровой щит образуют острые углы с режущим аппаратом 1 (рис. 27).
Привод девяти ремней транспортера производится цепными передачами 9 последовательно друг от друга. Ведущий вал задней секции из трех ремней приводится полуперекрестной клиноременной передачей 8. Благодаря такому устройству видоизменяется процесс формирования валка. Транспортерные ленты перемещают стебли не параллельно ножу, а под углом к нему, отодвигая их от ножа по мере приближения к выбросной кромке. Каждая последующая партия стеблей смещается на платформе относительно предыдущей. Вследствие этого большинство колосьев не закрывается последующими порциями стеблей. В результате этого на стерню ложится широкий валок, в котором сохраняется расположение колосьев на поверхности. Жатка навешивается на комбайны СК-4А„ СК-5 и СКД-5.
Жатка ЖНУ-4,0 (рис. 28) предназначена для уборки риса, зернобобовых и сильно полеглых зерновых культур. Она навешивается на гусеничные тракторы Т-74, ДТ-54А и ДТ-75. Трактор, на который навешивается жатка, может быть в течение 20—25 мин легко освобожден от жатки. Благодаря фронтальной навеске жатка обладает большой маневренностью и широко используется на обкосах и прокосах.
Привод механизмов жатки осуществляется от вала отбора мощности трактора, управление жаткой с сиденья тракториста.
Основными узлами и механизмами жатки являются: навеска, кронштейны подъема 11, платформа, режущий аппарат 3, транспортер 2, поддержка мотовила 5, карданный вал 16.
Навеска по требованию заказчика высылается в одном из двух вариантов — на тракторы ДТ-75 и Т-74. Навеска на трактор ДТ-75 состоит из двух коротких балок, крепящихся к торцу лонжеронов трактора болтами. Цилиндры для подъема жатки крепятся кронштейнами на верхней части лонжеронов. Навеска на трактор Т-74 состоит из двух балок, прикрепляемых к лонжеронам трактора сверху с помощью хомутов. К кронштейнам балок монтируются цилиндры подъема жатки.
Отличительной особенностью жатки является конструкция режущего аппарата. Это беспальцевый двухножевой аппарат, у которого верхний нож подвижный, а нижний — неподвижный.
Неподвижный нож крепится на переднем брусе платформы, а подвижный совершает возвратно-поступательное движение в направляющих-прижимах. Кроме того, пятка ножа движется в направляющих, которые ограничивают движение пятки по вертикали. Движение ножа осуществляется с помощью шатуна 1 (см. рис. 28) и эксцентрика, сидящих на хвостовике ведущего вала транспортера.
Жатка ЖБА-3.5А предназначена для скашивания и укладки в валок бобовых и крупяных культур, семенников трав, зеленого горошка, а также полеглых зерновых культур.
Жатка навешивается на комбайны СК.-4А, СКД-5 и СК-5 с помощью наклонного корпуса жатки ЖВН-6.
Отличительными особенностями жатки ЖБА-3,5А являются плавающий режущий аппарат 4 (рис. 29), эксцентриковое мотовило 2 с приводом 9 и червячным редуктором привода, опорные колеса 5 и полевые делители 3.
Режущий аппарат жатки состоит из гибкого пальцевого бруса 12 (см. рис. 26), опирающегося на полозки 2. Полозки спереди поддерживаются цепями 9, а сзади шарнирно присоединены к раме с помощью регулировочных уголков 5. Четыре рессоры 13 поддерживают режущий аппарат, уменьшая давление полозков на почву.
Перемещением хомутиков 4 регулируют степень давления полозков. Наклон пальцевого бруса изменяют, ослабив два болта, соединяющих кронштейн 7 с рессорой 13.
Пальцы 11 режущего аппарата усилены. Ход ножа составляет 84 мм при шаге расстановки пальцев 76 мм. Подвеска 1 позволяет добиться правильного расположения сегментов относительно пальцев (произвести центрировку ножа).
Стеблеподъемники 8 ставят при уборке полеглого стеблестоя. Чем гуще и выше стеблестой, тем меньшее количество стеблеподъ-емников ставят на жатку.
Стеблеподъемники и планки 6 образуют решетку, на которой скошенная масса переходит с режущего аппарата на транспортер. Переходу массы способствует эксцентриковое мотовило, которое приводится от червячного редуктора и может иметь три частоты вращения: 28, 34 и 43 об/мин. По высоте и выносу диапазон регулирования мотовила 450 мм.
Жатка ЖНТ-2ДА агрегатируется с тракторами ДТ-20 и Т-25 и используется для уборки зернобобовых (горох, чина), крупяных культур и семенников трав. Она состоит из рамы с копирующими башмаками 4 (рис. 30), уравновешивающих пружин 7, режущего аппарата 3, теребильного барабана 2, транспортера 5 и механизма привода. Эта жатка не имеет мотовила.
Теребильный барабан 2 поднимает полеглую массу растений, а режущий аппарат 3, унифицированный с жаткой ЖБА-3,5А, срезает стебли.
Скошенная масса поступает на транспортер 5, который укладывает ее с левой стороны машины.
Активный полевой делитель 1, состоящий из подвижного и неподвижного дисков с сегментами, отделяет скашиваемую массу от основного стеблестоя.
Привод рабочих органов производится от карданного вала 6, который передает вращение на звездочку и шкив. Со второго шкива на ведущем валу транспортера движение передается через эксцентрик на привод режущего аппарата.
Со звездочки вращение далее передается на вторую звездочку конического редуктора и цепной передачей — на теребильный барабан.
Высоту среза стеблей регулируют перестановкой башмаков 4 и наклоном платформы жатки.
Высоту сегментов делителя регулируют поворотом цилиндрической передачи относительно втулки кронштейна теребильного барабана.
При скашивании гороха восковой спелости машина может работать без режущего аппарата. Привод ножа отключается, а теребильный аппарат опускается до зазоров 10—30 мм между пальцами и поверхностью почвы.