Механизмы привода рабочих органов комбайнов СК-5, СК-6 И СКД-5

Цель и содержание работы. Рассмотреть схему передач зерновых комбайнов. Найти отличие в схемах привода рабочих органов у различных модификаций комбайнов. Проверить и отрегулировать натяжение клиновых ремней и цепей. Отрегулировать предохранительные муфты колосового и зернового шнеков. Разобрать и собрать задний контрприводной вал и вариатор ходовой части комбайна. Изучить устройство натяжных звездочек, шкивов, подшипников и их уплотнений.

Оборудование рабочего места. Учебный комбайн с комплектными ременными и цепными передачами: динамометр на 50 кгс {490,33 Н); два ломика-монтировки; две линейки по 300 мм, линейка 10X30X1000 мм и линейка 10X30X2000 мм; рычаг длиной 1200 мм; медная надставка; гаечные ключи 12X14, 17X19, 22X24, 27X30; ключ для круглых гаек 55—62 мм; наставки для запрессовки манжет и подшипников, молоток слесарный 500 г, отвертка А250Х 1,4.

Рис. 121. Схема расположения клиновых ремней, цепей, натяжных звездочек и шкивов на правой стороне комбайна «Нива»

Последовательность выполнения работы. Поднять защитные щитки с правой стороны комбайна и установить их на кронштейны. Рассмотреть схему передач комбайна. У всех модификаций комбайнов привод ходовой части производится клиновыми ремнями 19 со шкива на правом конце коленчатого вала двигателя через блок шкивов вариатора на приемный шкив коробки передач (рис. 121).

Найти на комбайне и рассмотреть устройство натяжных шкивов, звездочек и опор валов следующих передач:

  1. Цепной передачи 2 (см. рис. 121) распределительного шнека бункера.
  2. Цепной передачи 6 выгрузного шнека.
  3. Клиноременной передачи 7 контрпривода отбойного битера.
  4. Клиноременной передачи 11 от вала главного контрпривода на верхний вал наклонного транспортера.
  5. Цепной передачи 9 привода приемного битера.
  6. Клиноременной передачи 13 привода колебательного вала тшгтки.
  7. Клиноременного вариатора 14 вентилятора очистки.
  8. Клиноременной передачи 16 привода коленчатого вала соломотряса.
  9. Клиноременной передачи 20 привода вентилятора двигателя.

С левой стороны комбайна со шкива на коленчатом валу двигателя движение передается клиновыми ремнями 16 (рис. 122) на вал главного контрпривода.

Найти на комбайне и рассмотреть конструкцию клиноременной передачи 2 от вала главного контрпривода на вал заднего контрпривода, цепную передачу 4 от вала заднего контрпривода на валы половонабивателя и соломонабивателя, клиноременную передачу 6 привода зернового шнека и зернового элеватора, цепную передачу 9 привода шнека жатки и вариатора мотовила, цепную передачу И привода мотовила и ремень 12 вариатора оборотов мотовила.

Обратить внимание на то, что клиноременные передачи установлены в приводах быстроходных и наиболее нагруженных рабочих органов. Они просты по устройству, хорошо гасят пиковые нагрузки, могут иметь в контуре несколько ремней и осуществлять простой и перекрестный привод. Клиновые ремни изготавливаются из кордовой ткани, резины и оберточной ткани. Поперечное сечение ремня представляет собой равнобочную трапецию. В приводах комбайнов применяют шесть различных типов сечений ремней.

Цепные передачи представлены на комбайнах втулочно-роликовыми цепями с шагом звеньев 15,875, 19,05 и 38 мм, которые применены в тихоходных передачах со скоростями до 7 м/с. Наклонный транспортер жатки и элеваторы бункера зерна имеют тяговые цепи со специальными звеньями для крепления планок и скребков.

Рис. 122. Схема расположения клиновых ремней, цепей, натяжных шкивов и звездочек

Запомнить общий порядок регулировки натяжения ременных и цепных передач. При работе комбайна необходимо следить за тем, чтобы приводные ремни имели нормальное натяжение. Слабое натяжение приводит к пробуксовке ремней, их повышенному износу и, главное, к нарушению скоростного режима рабочих органов комбайна. Чрезмерное натяжение перегружает подшипники опор, вызывает изгиб и поломку валов.

Следует запомнить, что при выходе из строя одного ремня в комплекте необходимо заменить весь комплект, иначе невозможно отрегулировать натяжение ремней.

Особое внимание следует обратить на регулировку натяжения новых ремней, которые в первые 10 ч их работы сильно вытягиваются.

Общая последовательность регулировки натяжения ремней такова:

  1. Установить соосность шкивов на ведущем и ведомом валах.
  2. Установить шкивы в одной плоскости.
  3. Приложить деревянную линейку к ведущему и ведомому валам со стороны, противоположной натяжному шкиву.
  4. Нажать штоком динамометра на среднюю часть ведущей ветви ремня усилием в 4 кгс (39,23 Н). Нормально натянутые ремни должны иметь прогиб, указанный в табл. 2, иначе придется регулировать их натяжение.

Регулировка цепных передач проводится в такой же последовательности, как и ременных. Цепь считается нормально натянутой, когда усилием руки ее можно отвести от линии движения на 40—70 мм. Нормы натяжения цепных передач приведены в табл. 3.

Таблица 2: Нормы натяжения ремней

Наименованиг передачи Допустимый прогиб ремня, мм
От двигателя к главному контрприводу 30—35
От главного контрпривода к заднему 20
Привод барабана 5
Привод верхнего вала плавающего транспортера 15
Привод вентилятора 15
Привод колебательного вала 10
Привод отбойного битера и выгрузного шнека бункера 10
Привод зернового шнека 20
Привод соломотряса 20
Привод вариатора мотовила 8
Привод моста ведущих колес 8
Комбайн СК-6
Привод зернового шнека 20
Привод колосового шнека 10
Привод соломотряса 20

Освоить монтаж и демонтаж подшипников. Опорами валов и осей передач являются шариковые подшипники однорядные с односторонним или двусторонним уплотнениями. Подшипники могут иметь цилиндрическую или сферическую наружную обойму.

Таблица 3: Нормы натяжения цепных передач

Наименование передачи Величина прогиба или отклонения цепи, мм
От верхнего вала вариатора на вал мотовила 50—70
От вала кривошипа привода ножа на ведущий шкив вариатора мотовила и шнек жатки 30—50
От вала вариатора на колебательный вал 30—50
От вала заднего контрпривода на вал полово- и соломонабивателей 70—90
От вала заднего контрпривода на задний вал соломотряса и вал колосового шнека 50—70
От верхнего вала транспортера наклонной ка меры на вал приемного битера 50—70
От контрпривода отбойного битера на выгрузной шнек бункера
50—70
Цепи привода малого колосового шнека и распределительного шнека бункера 20—25
Депь привода промежуточного битера . 30—50

Подшипники со сферической обоймой применяются в тех узлах комбайна, где нельзя обеспечить соосность корпусов подшипников.

Устанавливают подшипник со сферической обоймой в корпус следующим образом. Вводят подшипник в паз корпуса горизонтально до совпадения оси подшипника с центром сферической поверхности корпуса. Затем поворачивают подшипник вертикально до совпадения поверхностей.

Рис. 123. Оправка для запрессовки резиновых уплотнительных колецРис. 124. Оправка для установки резиновых уплотнительных колец

Для снятия уплотнительных колец подшипников одноразовой смазки необходимо иметь тонкую стальную пластину с закругленными кромками, чтобы не подрезать резиновый слой. При постановке в корпуса подшипников резиновых уплотнительных колец с са-моподжимным пружинным кольцом следует пользоваться оправками (рис. 123, 124).

Разборка, сборка и регулировка цепных и ременных передач

Заменить ремни вариатора ходовой части. Для замены вытянувшихся и изношенных ремней новыми необходимо выполнить следующие операции:

Рис. 125. Блок шкивов вариатора ходовой части

  1. Ослабить натяжение ремней, переместив блок шкивов на рамке винтом 13 до совмещения головки стяжного болта 10 с окном в панели молотилки (см. рис. 112).
  2. Расконтрить гайку 11 стяжного болта, отвернуть ее, перемещая болт в окно панели.
  3. Отвести ломиком правую боковину рамки вариатора от блока шкивов.
  4. Снять ремень с наружного шкива и вынуть его из рамки через образовавшийся зазор между блоком и боковиной рамки.
  5. Вставить стяжной болт или второй ломик в блок шкивов со стороны снятого ремня. Отвести ломиком левую боковину рамки и снять ремень со шкива двигателя.

Осторожно вынуть блок шкивов из рамки и разобрать его в такой последовательности:

  1. Отогнуть замковые пластины 15 (рис. 125) и вывернуть болты 1 из ступицы 9. Снять наружный 11, промежуточный 12 и внутренний 14 диски со ступицы.
    Рис. 126. Натяжной шкив с винтовым механизмом натяжения
  2. Вынуть из дисков крышки 2, снять кольца 4 и уплотнения 3 и 13. Снять со ступицы фитиль 10.
  3. Снять стопорное кольцо 8 с оси 7 блока и выбить через медную наставку ось из ступицы в сторону, противоположную от стопорного кольца. Снять подшипники с оси и ступицы.

Рассмотреть, как подается смазка от пресс-масленки 6 к ступице промежуточного диска 12.

Собрать блок шкивов в последовательности, обратной разборке. Надеть на него ремни и установить на комбайне.

Отрегулировать натяжение ремней вариатора ходовой части:

  1. Установить соосность блока шкивов вариатора и приемного шкива коробки передач путем регулирования длины растяжек 4 я 18 (см. рис. 112). Плоскость внутреннего диска должна быть параллельна плоскости панели молотилки с точностью ± 1 мм.
  2. Ломиком перевести блок шкивов в верхнее положение. Ослабить гайку 11 стяжного болта 10. Отвернуть контргайку 14 и иращением гайки 15 натяжного винта 13 натянуть ремни до нормы. .’Закрепить стяжной болт и натяжной винт контргайками.
  3. Отрегулировать ход штока гидроцилиндра вариатора ходовой. Вывернуть упорные болты 1 и 3 из кронштейна до отказа. Установить блок шкивов в верхнем положении. При этом верхний ремень должен стать заподлицо с внешним диаметром шкивов, а нижний ремень — коснуться своей внутренней поверхностью наименьшего диаметра шкива.
    Рис. 127. Натяжная звездочка
  4. Ввернуть нижний упорный болт 1 до касания упора 2.
  5. Перевести блок шкивов в крайнее нижнее положение и ввернуть верхний упорный болт до касания упора 2 рычага.
  6. Установить блок шкивов в среднее положение и ввернуть каждый из упорных болтов на один оборот, зафиксировав их положение контргайками.

Снять и разобрать натяжной шкив обычной или перекрестной клиноременной передачи:

  1. Открутить гайку 1 (рис. 126). Переместить ось 9 винтом 10. Снять ремень с натяжного шкива 3.
  2. Вывинтить винт 10 из оси 9 и спрессовать натяжной шкив 3 с оси 9. Снять с оси распорную втулку 6 и регулировочную шайбу 7.
  3. Вынуть замочное кольцо 5 из ступицы шкива и выпрессовать подшипник 4.

Собрать натяжной шкив в последовательности, обратной разборке.

Рассмотреть отличия в устройстве натяжных звездочек с рычажным механизмом натяжения и с винтовым механизмом.

Снять и разобрать натяжную звездочку: Отвернуть гайку 1 и выпрессовать ось 4 (рис. 127). Снять клиновой ремень от главного контрпривода на вал заднего контрпривода.

Снять защитные щитки:

  1. Ослабить натяжение ремней следующих передач: главного контрпривода 16 (см. рис. 122); привода 15 барабана, заднего контрпривода 2 привода 6 зернового шнека.
  2. Снять цепь 4 привода полово- и соломонабивателей.
  3. Снять ремень 6 привода зернового шнека и ремень 2 со шкива заднего контрпривода. Протянуть ремень 2 под ремнями 15 и 16, закончив снятие ремня на задний контрприводной вал.

Разобрать задний контрпривод:

  1. Снять звездочку 17 и шпонку 18 с вала 15 (рис. 128).
    Рис. 128. Задний контрпривод с предохранительной муфтой
  2. Расконтрить и отвернуть гайки на левом и правом подшипниках. Ударом в торец гайки через наставку освободить конусную втулку левого, а затем правого подшипника.
  3. Вынуть вал 15 из трубы 19 в левую сторону и уложить на стеллаж для разборки.
  4. Отвернуть гайки 9, снять центрирующие шайбы 10 и 12 вместе с пружиной 11.
  5. Расконтрить гайку 13 и свинтить ее с вала 15. Спрессовать с вала ведущий диск 8 муфты и зубчатый диск 7 с пальцами. Вынуть резиновый буфер 6.
  6. Снять с вала ведомый диск 5, распорную втулку 4 и шайбу 3.
  7. С помощью съемника с рым-болтами спрессовать с вала двухручьевой шкив 2.

Сборку заднего контрпривода следует начать с постановки подшипников в корпусе. В корпус левого подшипника на комбайне СКД-5 установить кольцо, которое удерживает вал от осевых перемещений.

Крышка на этом подшипнике должна быть установлена масленкой вверх и в сторону окна шкива. Перед сборкой полости дисков 7 и 8 должны быть заполнены солидолом.

Проверить и отрегулировать натяжениере м-ня от главного контрпривода на задний контрпривод:

  1. Приложить деревянную рейку 10X30X2000 мм к ведущему и ведомому шкивам со стороны, противоположной натяжному шкиву.
  2. Нажать на среднюю часть ремня с усилием 4 кгс (39,22 Н). Если прогиб ремня в средней части не будет равен 17—22 мм, то нужно отрегулировать его натяжение при помощи натяжного шкива 7 (см. рис. 122).

Проверить и отрегулировать предохранительные муфты зернового и колосового шнеков:

  1. Снять защитные кожухи 1 (см. рис. 62).
  2. Отвернуть гайки крепления рычага натяжного ролика и снять» ремень со шкива 10 (см. рис. 63).
  3. Застопорить вал шкива. Вставить между болтами 5 рычаг. На расстоянии 1 м от оси приложить к рычагу через динамометр усилие 8—10 кгс (78,46—98,07 Н).

Если муфта не пробуксовывает, то необходимо ее отрегулировать в следующем порядке:

  1. Отвернуть гайки 6 болтов 5 (см. рис. 63) до полного ослабления пружин 7. Поставить зубчатые диски 9 муфты на вершины зубьев.
  2. Затянуть гайки 6 до отказа и затем отпустить на 1—-1,5 оборота. Затянуть контргайки. Провернуть зубчатые диски и поставить зубья во впадины.
  3. Проверить правильность регулировки, повторив операцию 3.
  4. Расстопорить вал шнека и снять рычаг. Надеть ремень на шкив и отрегулировать его натяжение.

Проверить и отрегулировать натяжение ремня от вала заднего контрпривода на вал зернового шнека:

  1. Проверить установку шкивов в одной плоскости, приложив деревянную рейку 10X30X2000 мм.
  2. Приложить рейку к шкивам и нажать на среднюю часть ремня с усилием 4 кгс (39,22 Н). Замерить прогиб с помощью линейки 300 мм. Если прогиб ремня менее 27 или более 32 мм, нужно отрегулировать его натяжение натяжным шкивом. Обратить вниманиена то, что натяжной шкив перекрестной передачи имеет обод с профилем ремня, а натяжные шкивы простых передач имеют обод с цилиндрической поверхностью.

Рис. 129. Цепь привода колосового элеватора

Проверить и отрегулировать натяжение цепи от вала заднего контрпривода на вал полово- и соломонабивателей: Отвести среднюю часть цепи рукой. Если отклонение будет менее 70 или более 90 мм, то нужно отрегулировать натяжение цепи натяжной звездочкой.

Проверить и отрегулировать натяжение скребковых транспортеров колосового и зернового элеваторов:

  1. Снять защитный щиток 7 (рис. 129).
  2. Открыть заслонки смотровых люков.
  3. Отклонить скребок рукой сначала в одну сторону, затем в другую. Если скребок отклоняется на угол, больший или меньший чем 30°, то отрегулировать натяжение цепей транспортеров.
  4. Отвернуть гайку 5 болта крепления кронштейна 4 звездочки 6. Переместить звездочку в пазу кронштейна, натянув цепь. Затянуть гайку 5.
  5. Отвернуть контргайки 2 и, вращая болты 1, отрегулировать натяжение транспортеров. Законтрить болты контргайками и установить защитный щиток 7.

Добавить комментарий