В современных машинах широко распространены резьбовые соединения. Установлено, что свыше 60% деталей машин имеют резьбу. При этом на резьбовые соединения приходится 25 …40% трудоемкости сборки машин, агрегатов, сборочных единиц. Резь* бовые соединения подвергаются воздействию высокой температуры, коррозионной и абразивной сред, знакопеременных нагрузок.
В результате наблюдаются интенсивное изнашивание и поломки резьбовых соединений.
По данным ГОСНИТИ, при капитальном ремонте машин необходимо восстанавливать 10… 15% резьбовых соединений. Однако существующие способы восстановления резьбовых соединений не обеспечивают требуемого качества. Исследованиями установлено, что частота ослабления резьбовых соединений у капитально отремонтированных автомобилей в два-три раза больше, чем у новых. Причина ослабления — постановка деталей с уменьшенным диаметром резьбы, измененным шагом и другими дефектами, возникающими в результате износа как при эксплуатации, так и проведении монтажно-демонтажных работ.
В тракторах, автомобилях и сельскохозяйственных машинах применяют резьбовые соединения с размерами резьб от М5 до МЗО и в большинстве случаев с крупным шагом. Среднее распределение резьбовых соединений в этих машинах представлено на рисунке 33.
Как следует из этого рисунка, наиболее распространены резьбовые соединения Мб, М8, М10, М12, М14, М16, М18.
Рис. 34. Распределение нагрузки на отдельные витки резьбы: 1 —- обычная резьба; 2 — резьба с установленной спиральной вставкой.
Анализ характера износов резьбовых соединений в ремонтируемых машинах показал, что износу подвержены в значительно большей степени резьбовые отверстия. При этом установлено, что наибольший износ наблюдается в резьбовых отверстиях деталей, изготовленных из алюминиевых сплавов, где износ резьбовых отверстий составляет до 30… 35%, в чугунных деталях—10… 15%, в остальных 3… 5%.
Характер износа резьбовых отверстий, независимо от материала деталей, примерно одинаковый, т. е. наибольший износ имеют первые два-три витка резьбы и меньший износ в остальных витках резьбового отверстия. Такой неравномерный износ витков резьбового отверстия объясняется различной нагрузкой на витки резьбового соединения.
Исследованиями установлено, что в резьбовых соединениях последний виток резьбы имеет нагрузку в пять-шесть раз меньшую, чем первый виток этого резьбового соединения. Распределение нагрузки по виткам резьбы М10х1,5 можно проследить на графике, изображенном на рисунке 34. Подобная картина распределения нагрузки по виткам наблюдается и в других размерах резьб, что приводит к неравномерному износу витков резьбовых отверстий.