Цель и содержание работы. Закрепить знания по общему устройству агрегатов гидросистем, полученные на теоретических занятиях. Рассмотреть монтажную схему гидравлических систем рулевого управления и копнителя. Снять с комбайнов и разобрать на детали следующие узлы: гидронасос НШ-10Е, предохранительный клапан, планетарный насос-дозатор, распределитель системы рулевого управления, гидроцилиндр управляемых колес. Изучить устройство агрегатов, собрать, отрегулировать и установить указанные узлы на комбайны.
Оборудование рабочего места. Учебный комбайн СК-5 или СК-6 с комплектными гидросистемами гидрообъемного рулевого управления и копнителя; плоскогубцы комбинированные 200 мм; отвертка А250Х1,0; молоток слесарный 500 г; ключи гаечные 12X14, 14Х X 17, 17X22, 22X24, 22X27, 30X32.
Последовательность выполнения работы. Рассмотреть монтажные схемы гидросистем и найти места установки гидроагрегатов на 160 комбайнах. Отметить, что гидросистемы рулевого управления обоих комбайнов подобны и состоят из маслобака 6 (см. рис. 86), насоса НШ-10Е, предохранительного клапана 9, гидроцилиндра управляемых колес 12, распределителя гидрообъемного рулевого управления 14 и насоса-дозатора 15.
Гидрообъемное рулевое управление упрощает уход за механизмами, повышает их долговечность и делает компоновку гидроагрегатов более удобной. Снижается утомляемость комбайнера, так как усилие на рулевом колесе не превышает 3 кгс (29,4 Н). Уменьшается также люфт рулевого колеса с 25—28 (при механическом рулевом управлении) до 4—6° — при гидрообъемном.
Гидросистема копнителя облегчает труд комбайнера, так как автоматизирует закрытие днища разгруженного копнителя.
Найти на комбайне и рассмотреть принцип действия золотника копнителя 10 и гидроцилиндров 11. Рассматривая размещение гидроагрегатов на крыше молотилки, отметить, что шестеренчатый насос НШ-10Е подает масло под давлением через предохранительный клапан в гидросистему рулевого управления и автоматического регулятора загрузки молотилки. Этот насос на комбайнах СК-5 и СКД-5 крепится к картеру распределительных шестерен двигателя, а на комбайне «Колос» он находится на отдельном корпусе привода.
Гидроавтоматическая система копнителя запитывается от насоса НШ-32У. Обе эти гидросистемы имеют отдельные, но одинаковые по устройству предохранительные клапаны.
Разборка, сборка и регулировка агрегатов вспомогательных гидросистем
Разобрать насос НШ-10Е:
- Вывернуть винты крепления крышки, снять крышку 4, стопорное / и опорное 2 кольца, вы-прессовать манжету 3 (рис. 93).
- Снять пластину 5.
- Вытащить ведущий вал с втулками 9.
- Вынуть ведомый вал с втулками 11.
Перед тем как собрать и установить насос НШ-10Е на ком-байн, обратить внимание на отличие его от насоса НШ-10Д комбайна «Сибиряк».
Новый насос по конструкции отличается от насоса НШ-10Д тем, что у него крышка центрируется относительно корпуса штифтами 7 и 15 (см. рис. 93).
Передние и задние втулки сделаны цельными, спаренными и имеют выточки, в которых установлены манжеты 8 и 12. Манжеты рабочими кромками обращены к шестерням.
Утечки из полости манжеты 3 отводятся в канал низкого давления через отверстия в пластине 5.
Поджатие втулок к шестерням производится давлением масла, которое подводится через лыску на втулках во внутренние полости манжет 8 и 12.
Насосы соединены с предохранительными клапанами резиновыми шлангами высокого давления для того, чтобы вибрации двигателя не передавались на трубки и не возникали бы в них усталостные трещины излома.
Разобрать предохранительный клапан:
- Снять предохранительные клапаны с кронштейнов крепления их на крыше молотилки.
Обратить внимание на то, что на комбайне «Нива» со стороны, противоположной крышке клапанов, ставятся тройники нагнетательной магистрали, а боковые тройники соединяются со сливной магистралью. На комбайне «Колос» предохранительный клапан основной гидросистемы крепится на специальной плите, внутренний канал которой соединяет вместе нагнетательное отверстие насоса НШ-32У и такое же отверстие клапана и трубопроводы. - Замерить расстояние от торца шпинделя 7 (рис. 94) до крышки 5.
Этот размер поможет сохранить прежнюю регулировку клапана. - Снять шланги с тройников клапана.
- Снять пломбу .со шпинделя 7 клапана, вывернуть четыре болта 4 и снять крышку 5. Вынуть пружину 2 и поршень 1.
- Вывернуть шпиндель 7, вынуть шарик 8, направляющие пружины 9 и пружину 10.
Рассмотреть, как проходит масло через сверления в корпусе 11 предохранительного клапана. Вспомнить принцип действия клапана и объяснить его, пользуясь рис. 95.
Собрать клапан в последовательности, обратной разборке, установив прежний размер между торцом шпинделя и крышкой. При сборке следует обращать внимание на размерные группы поршня и корпуса. Поршень должен опускаться в отверстие корпуса под собственной массой. Зазор между поршнем и корпусом 0,006— 0,018 мм. Посадку шарика 8 в гнездо шпинделя 7 производят с образованием пояска шириной 0,3 мм. Клапан регулируют на давление открытия 63+4/2 кгс/см2 (6,3 МПа).
Следует иметь в виду, что поршни предохранительных клапанов и переливной секции одинаковы.
Снять насос-дозатор с комбайна:
- Снять кнопку 1 звукового сигнала, отвернуть гайку 3 и снять рулевое колесо 2 (рис. 96).
- Отсоединить стремянку 6 от кронштейна, ослабить хомут 11 и поднять вверх трубу 10, чтобы показался штифт 9.
- Расшплинтовать и выбить штифт 9. Поднять вверх вал 4 рулевого колеса и снять муфту 7 со шлицев вала 8 насоса-дозатора.
- Отсоединить от насоса-дозатора трубопроводы, отвернуть четыре болта крепления насоса-дозатора к крышке 12 и снять его с комбайна.
Разобрать насос-дозатор:
- Вывернуть семь болтов 6 крепления крышки 5 корпуса насоса, снять ее и промежуточное кольцо 10 корпуса (рис. 97).
- Снять с крышки 5 и кольца 10 резиновые уплотнительные кольца, а с сателлита 7 — обойму роликов 9 и ролики 8.
- Выпрессовать в сторону крышки 5 ведущий вал 16. Снять с плавающего валика 14 сателлит 7, диск 11, распределительную втулку 12.
- Отсоединить ведущий вал 16 от плавающего валика 14, сняв штифты 15.
- Проверить сохранность уплотнительных колец 2. Вывернуть для этого штуцера 3 из корпуса 1 насоса.
Пользуясь схемой (рис. 98) и рассматривая насос-дозатор в разобранном виде, повторить принцип его действия.
Независимо от работы шестеренчатого насоса НШ-10Е насос-дозатор обеспечивает прямопропорциональную зависимость между объемом масла, подаваемого им в гидроцилиндр управляемых колес, и углом поворота рулевого колеса.
При вращении против часовой стрелки рулевого колеса (и связанного с ним ведущего вала насоса-дозатора, плавающего валика и сателлита) зубья сателлита перекатываются по роликам, входят и выходят из рабочих полостей, образованных сателлитом и обоймой роликов, изменяя их объем. Например, в положениях I, II, III (см. рис. 98) уменьшаются объемы рабочих полостей 2, 3 и 4, а затем 5, 6 и 7; /, 2 и 3.
Масло, вытесняемое роликами из рабочих полостей, проходит через отверстия диска 11 (см. рис. 97) и наклонный канал в корпусе 1 насоса в осевой канал распределительной втулки 12.
С осевыми каналами втулки 12 связана полость в корпусе насоса, в которую ввернут один из штуцеров 3.
При вращении рулевого колеса, а значит и сателлита, по часовой стрелке масло из рабочих полостей начинает вытесняться в радиальные каналы втулки 12 и проходит в полость корпуса /, которая связана с другим штуцером 3.
Таким образом, в зависимости от направления вращения рулевого колеса масло то нагнетается через один из штуцеров, то всасывается через этот же штуцер из распределителя рулевого управления.
Собрать насос и установить на комбайн в последовательности, обратной разборке. Приступить к разборке распределителя гидрообъемного рулевого управления.
Разобрать распределитель гидрообъемного рулевого управления:
- Отвернуть два болта 1 (рис. 99) и снять левую крышку 2. Вывернуть из нее штуцер и снять уплотнительное кольцо 21.
- Вытащить из корпуса 8 золотник 9. Снять стопорное кольцо 20, шайбу 19, пружину 3 и кольцо 18.
- Отвернуть два болта 11 и снять правую крышку 10. Вывернуть из крышки штуцер 12 и снять уплотнительные кольца.
- Вывернуть из корпуса 8 штуцера 7, 13, 15. Сиять с них уплотнительные кольца.
- Отвернуть пробку 5 со штифтом и вынуть шарик 4 обратного клапана.
Обратить внимание на то, что шарик удерживается от выпадения из гнезда именно штифтом пробки.
Собрать распределитель в обратном порядке.
Подбор золотника к корпусу производится по размерным группам, иногда производят притирку золотника. Зазор в этом сопряжении должен быть 0,006—0,018 мм. Золотник должен перемещаться в корпусе под действием собственной массы или при легком нажиме руки. Амплитуда колебания золотника 4 мм.
При постановке распределителя на комбайн обратить внимание на то, что крышки распределителя соединяются с трубопроводами от насоса-дозатора. Центральный штуцер 15 соединяется с трубопроводом нагнетания от насоса НШ-10Е, а штуцер 7 на противоположной стороне корпуса —с маслобаком. Штуцера 13 соединены трубками с гидроцилиндром управляемых колес.
Конструктивные отличия гидроавтоматических систем копнителя комбайнов СК-5 и СК-6
Гидрофицированные системы копнителя 44-8Б ставятся на комбайны СКД-5 с 1971 г. Такими же копнителями снабжены и комбайны СК-5 (54-8Б) и СК-6 (65-8Б). Разница в конструкции моделей 54-8Б и 65-8Б очень незначительная. Например, в гидроцилиндрах копнителя комбайна СК-5 установлены штуцера с резьбой М16Х 1,5 (вместо М22Х1,5), как в соответствующем штуцере распределителя, потому что вместо трубопроводов с внутренним диаметром 10 мм и шлангов с внутренним диаметром 12 мм, как на комбайне СКД-5, использованы трубопроводы с внутренним диаметром 6 мм и шланги с внутренним диаметром 6 мм.
Размещение трубопроводов на копнителе комбайна СК-6 такое же, как и на комбайне СК-5, только поперечные трубки имеют большую длину из-за более широкой молотилки.
На СК-5 блокирующая тяга соединена с рычагом педали, а на СК-6 эта тяга присоединена к промежуточному рычагу вала сбрасывания копны. В остальном конструкция гидроавтоматической системы закрытия копнителя на обоих комбайнах идентична с конструкцией узлов на комбайне СКД-5.