Цель и содержание работы. Закрепить знания по устройству копнителя, соломонабивателя, полученные на теоретических занятиях. Научиться разбирать, собирать и регулировать копнитель, соломонабиватель и половонабиватель. Изучить устройство и регулировку механизма автоматической выгрузки копны.
Оборудование рабочего места. Молотилка комбайна СК-5 или СКД-5 с комплектным копнителем в собранном виде; ключи гаечные 10×12, 12X14, 14X17, 17X19 (2 шт.); сменные головки 10, 14, 17, 19; плоскогубцы комбинированные 175; молотки — 2 шт.; бородки слесарные 3 и 6 — 2 шт., съемник для клиновых шпонок; плита для рихтовки тяг; динамометр 20 кгс (196,13 Н).
Последовательность выполнения работы. Повторить общее устройство и проверить комплектность копнителя, состоящего из боковин 17 (рис. 66), решетчатой крыши 10, заднего клапана 16 и днища 19 с пальцами 18 соломонабивателя 6, подающего солому в камеру копнителя и уплотняющего ее; половонабивателя 21, сбрасывающего на переднюю часть днища 19 полову; предохранитель-но-выгружающего устройства для автоматического открытия копнителя при перегрузке соломонабивателя, возникающей от чрезмерного уплотнения соломы в камере; механизма открытия копнителя, обеспечивающего открытие заднего клапана и выгрузку копны при кратковременном нажатии нд педаль 30, гидроцилиндров 25 гидроавтоматической системы, которые автоматически возвращают в исходное положение задний клапан сразу же после выгрузки копны.
Найти и осмотреть рабочие органы и части соломонабивателя: граблины 9 с зубьями 3, коленчатые валы 8, соединенные друг с другом со смещением колен на 180°, противовесы 7, консольные брусья 4, лоток 2 и кулисы 11 граблину половонабивателя 21 с подвесками, лоток и противовес 22, уравновешивающий вращающиеся части половонабивателя.
Проверить действие механизма открытия заднего клапана копнителя, состоящего из педали 1 (рис. 67) и рычага 2 выгрузки -копны, установленные в кабине комбайнера, горизонтальной тяги 17, вала сбрасывания 8 с рычагами и двух тяг 13 с защелками 12, запирающими задний клапан копнителя. Педаль 1 соединена дублирующей тягой 3 с гидрораспределителем 4, обеспечивающим через посредство гидроцилиндров автоматическое закрытие заднего клапана. Золотник гидрораспределителя соединен тягой 7 с датчиком заднего клапана. Левый рычаг вала 8 соединен тягой 14 с автоматом сбрасывания копны 15.
Рассмотреть привод валов соломо- и половонабивателей, который осуществляется одной цепной передачей от звездочки, установленной на валу заднего контрпривода..
Проверить комплектность инструмента, наличие необходимых приспособлений, подготовить рабочее место и приступить к выпол-знению работы..
Разборка, сборка и регулировка копнителя
Разобрать гидрофицированный копнитель (рис. 68):
- Снять щиток ограждения цепной передачи. Ослабить >яатяжение цепи привода соломо- и половонабивателя, найти соединительное разъемное звено, вынуть его и снять цепь.
- Отвернуть гайки и снять верхний и нижний успокоитель цепи вместе с болтами.
- Выпрессовать шпонки и снять звездочки с валов соломо- и по-ловонабивателя.
- Расшплинтовать, вынуть оси, снять вилки и отвести в сторону молотилки тяги 13 (см. рис. 67), соединяющие защелки 12 с рычагами вала сбрасывания 8. Отвернуть гайку, освободить пластину 10 и снять тягу 7, соединяющую верхний рычаг 11 датчика 30 с рычагом 5 золотника гидрораспределителя 4.
- Отсоединить от сигнализатора провод копнителя 3 (рис. 69), ¦освободить прижимы, свернуть провод и закрепить его на панели молотилки. Отвернуть гайки, вынуть болты и снять колпачок 2 со стержнем включателя 5. Расшплинтовать, вынуть шток 6 из отверстий клапана 10, придержать и снять шайбу 8 и пружину 9, катафоты 28 (см. рис. 68) с брусьев заднего клапана 26.
- Отвернуть накидные гайки соединительных шлангов и трубопроводов копнителя, снять трубопроводы со шлангами. Вынуть шплинты и оси штоков и снять гидроцилиндры, соединяющие брусья заднего клапана 26 с боковинами копнителя 25 и 36.
- Отвернуть гайки, вынуть болты и снять крышку 5 (рис. 70) с петельником 3, крышку с люком 8, стенку 7, правую 2 и левую 6 боковины капота, уголки 20 (см. рис. 68) верха копнителя, передний 7 и задний 21 пояса капота соломонабивателя.
- Отсоединить пружину 31 и вилку изогнутой тяги 19 от верхнего рычага 18. Отвернуть гайки, вынуть болты крепления кронштейна датчика 30 к поясу 22, снять трубу с датчиком и рычаг 29 с тягой 19.
- Отвернуть гайки на боковинах копнителя, вынуть болты с полукруглыми головками и снять щиток 14, отвернуть гайки и контргайки, выбить пальцы и снять кулисы 17 граблин соломона-бивателя.
- Снять с коленчатых валов 10 и 12 граблины с рычагами 11 и коленчатые валы в сборе с подшипниками, для чего отвернуть гайки на болтах деревянных подшипников, снять верхние полупод-шипники с пластинами, прокладки и граблины с рычагами 11 отвернуть гайки и контргайки на болтах крепления корпусов крайних, подшипников к кронштейнам 4 и 13, вынуть болты и снять коленчатые валы в сборе с подшипниками.
- Отвернуть гайки, вынуть болты, снять накладку 3, подкосы 1, усиливающие кронштейны 4, левый и правый опорные кронштейны 13, боковые фермы 2.
- Вынуть шплинты, снять пружины и защелки 37. Расшплин-товать и снять нижние концы тяг 19 цапф днища 35, вывернуть тяги из вилок.
- Отвернуть гайки и контргайки на хомутах 23 шарнирного’ крепления заднего клапана. Снять хомуты с болтами, клапан в сборе, несущий пояс 22 и полуподшипники 24. Вынуть шплинты и оси,, снять вилки 16 с брусьев заднего клапана 26.
- Расшплинтовать, выбить оси и снять пальцы 32 с проставками 34. Вынуть шплинты из цапф днища 35, повернуть платформу днища в вертикальное положение и вывести поочередно цапфы из кронштейнов боковин 25 и 36.
- Выпрессовать шпонки, снять с вала сбрасывания 5 правый рычаг 8 с тягой и вынуть с левой стороны молотилки вал из трубы фермы 9 с рычагом и с тягой. Отвернуть гайки, вынуть болты с полукруглыми головками и снять ферму соломонабивателя.
- Отвернуть гайки, вынуть болты, снять на левой боковине кронштейн нижнего успокоителя цепи и демонтировать левую 36 и правую 25 боковины копнителя.
Разборка половонабивателя описана в работе 7.
Перед началом сборки уяснить назначение снятых узлов и деталей, осмотреть и проверить состояние звездочек, успокоителей цепей, тяг вала сбрасывания, рычагов, кронштейнов, деталей сигнализатора, гидроцилиндров, датчика, коленчатых валов, деревянных подшипников, зубьев граблин и кулис соломонабивателя, пружин и защелок заднего клапана, пальцев, проставок и платформы днища и боковин копнителя. Обнаруженные деформации на боковинах, днище копнителя, крышках и боковинах соломонабивателя подрих-товать. Проверить тяги и пальцы днища, заменить болты и гайки со сбитой резьбой и сломанные шплинты.
Собрать гидрофицированный копнитель:
- Во время сборки копнителя следует подбирать для крепления болты по диаметру и по длине с таким расчетом, чтобы они свободно входили в совпадающие отверстия, а длина концов, выходящих из гайки, не превышала 2—3 мм.
- Завести между панелями молотилки ферму 9 (см. рис. 68) вставить изнутри болты с полукруглыми головками, навернуть и затянуть гайки.
- Вставить с левой стороны в трубу фермы 9 вал сбрасывания.
- Надеть на правый конец вала рычаг 8 с тягой и закрепить его-клиновой шпонкой.
- Установить левую 36, а затем правую 25 боковины, вставить болты и закрепить их к уголкам панелей молотилки комбайна. При закреплении левой панели на один из болтов поставить кронштейн нижнего успокоителя цепи.
- Ввести платформенную часть днища 35 между боковинами расположив его вертикально, вставить в отверстия нижних кронштейнов боковин 25 и 36 сначала левую, затем правую цапфы днища и зашплинтовать.
- Соединить проставки 34 пальцев 32 с проушинами платформы днища 35 осями и зашплинтовать их.
- Установить между боковинами на верхние уголки несущий пояс 22, затем полуподшипники 24, клапан 26 в сборе с планками 27, надеть хомуты 23, вставить болты и затянуть гайки и контргайки. Перед установкой заднего клапана соединить осями вилки 16 с верхними проушинами брусьев и зашплинтовать оси.
- Ввернуть тяги 19 в вилки 16, надеть нижние концы тяг на цапфы днища 35 и вставить шплинты. Надеть на пальцы защелки 37, установить пружины и вставить шплинты (см. рис. 68).
- Закрепить уголковые фермы 2, левый и правый опорные кронштейны 13, усиливающие кронштейны 4, подкосы 1, накладки 3.
При установке боковых уголков ферм 2 болты удобнее вставить, снизу, затягивая их гайкой и контргайкой. - Ввести шлицевые венцы концов коленчатых валов 10 и 12 в соединительную втулку средней опоры 6 так, чтобы колена валов располагались в одной плоскости под углом 180°, как показано на рис. 68, и закрепить корпуса подшипников на опорных кронштейнах 13 болтами с гайками и контргайками.
- Установить на коленчатые валы граблины с рычагами 11, нижние и верхние деревянные полуподшипники, вставить стяжные болты, подложить пластины и затянуть гайки.
- Прикрепить кулисы 17 к специальным кронштейнам на не сущих верхних уголках боковин 25 и 36 шарнирными пальцами соединить такими же пальцами верхние концы кулис с рычагами 11 навернуть и затянуть гайки и контргайки.
- Установить между боковинами щиток 14 и закрепить его бол тами с полукруглыми головками.
- Надеть на трубчатый конец вала датчика 30 рычаг 29 с изогнутой тягой 19, прикрепить болтами кронште
- Закрепить передний 7 и задний 21 пояса капота соломона-бивателя, уголки 20 верха копнителя, правую 2 и левую 6 (см. рис. 70) боковины, стенку, крышку 5 с петельником 3 и крышку с люком 8 капота соломонабивателя.
- Установить гидроцилиндры на боковинах 25 и 36 (см. рис. 68), зафиксировать их шплинтами. Соединить осями штоки гидроцилиндров с брусьями заднего клапана 26. Навернуть на штуцера гидроцилиндров и затянуть накидные гайки соединительных шлангов. Соединить трубопроводы копнителя и молотилки. Соединить трубопроводы на боковинах копнителя прижимами.
- Поставить и, закрепить на брусья заднего клапана катафоты 28. Вставить конец штока 6 (см. рис. 69) в отверстие клапана сигнализатора 10, надеть шайбу 8, пружинку 9, продеть шток во второе отверстие клапана и зашплинтовать, подложив шайбу. Сжать пружинку и вставить второй шплинт в среднее отверстие штока 6. Закрепить болтами колпачок 2 со стержнем включателя 5. Присоединить к клемме колпачка провод копнителя 3 и прикрепить прижимами провод к боковинам копнителя.
- Соединить верхний рычаг 18 (см. рис. 68) датчика 30 с рычагом 5 (см. рис. 67) золотника гидрораспределителя 4 тягой 7. Прикрепить пластину 10 тяги 7 к уголку левой панели молотилки. Соединить вилками тяги 13 с защелками 12, вставить и зашплин-товалъ оси.
- Напрессовать на концы валов соломо- и половонабивателя звездочки и закрепить их клиновыми шпонками так, чтобы они находились в одной плоскости.
- Прикрепить верхний успокоитель цепи скошенным концом к звездочке соломонабивателя вверху к лапке уголка фермы, а внизу— к уголку автомата сбрасывания копны. Нижний блок успокоителя установить и закрепить скошенным концом к звездочке половонабивателя.
- Надеть и соединить цепь разъемным звеном. Смещением натяжной звездочки по пазу уголка автомата копнителя натянуть цепь так, чтобы при оттягивании рукой верхней ветви расстояние от цепи до успокоителя было 25—50 мм. После натяжения цепи установить и закрепить щиток ограждения.
йн датчика к несуще му поясу 22, соединить осью вилку тяги с верхним рычагом 18 i установить пружинку 31.
Выполнить регулировки механизмов копнителя:
- Отрегулировать деревянные подшипники граблин соломо-и половонабивателя так, чтобы валы свободно проворачивались в них, но и в то же время не имели люфта. Если вал слишком туго зажат, то следует снять верхний полуподшипник и установить прокладки. Для устранения люфта прокладки снять и затянуть гайки на стяжных болтах.
- Установить лоток половонабивателя 21 (см. рис. 66) так, чтобы зазор между пальцами граблины и поверхностью лотка был 4—6 мм. Эта регулировка достигается смещением лотка за счет овальных отверстий в панелях молотилки.
- Закрепить лоток 2 соломонабивателя так, чтобы зазоры между клавишами соломотряса / и передней кромкой лотка 2, а также между концами зубьев граблин 3 и поверхностью щитка составляли 5—10 мм.
- Изменить ход обоймы штока 6 (см. рис. 69) сигнализатора перестановкой крайнего шплинта 7 так, чтобы при закрытом заднем клапане копнителя обойма штока 6 нажимала на включатель 5, и лампочка на щитке приборов в кабине комбайнера погасла.
- Установить днище 19 (см. рис. 66) в такое положение, чтобы верхняя кромка его переднего бруса располагалась на 10—40 мм ниже края лотка половонабивателя 21. Для этого необходимо вынуть из цапф днища шплинты, снять нижние концы тяг 12 и для перемещения кромки переднего бруса вниз ввернуть тяги в вилки, а для перемещения вверх вывернуть настолько, чтобы передний брус не имел перекоса и находился ниже лотка половонабивателя в допустимых пределах. После выполнения регулировки соединить тяги с цапфами днища, зашплинтовать и затянуть гайки на верхних концах тяг.
- Устранить провисание и отрегулировать натяжение левой и правой тяг 13 (см. рис. 67) так, чтобы защелки 12 захватывали зацепы клапана на полную высоту зуба, а при нажиме на педаль 1 одновременно освобождали зацепы и давали возможность свободно открываться заднему клапану копнителя. Большее натяжение правой тяги обеспечивает лучшее освобождение зацепов клапана.
- Отрегулировать вилками длину тяги 7 так, чтобы ее натяжение было незначительным, а отверстие передней вилки совмещалось со средним отверстием рычага 5 гидрораспределителя 4. В таком положении соединить тягу с рычагом осью и зашплинтовать.
Если регулировка выполнена правильно, то при закрытом заднем клапане копнителя золотник гидрораспределителя должен находиться в положении «слив», т. е. в крайнем левом положении.
Чрезмерное натяжение тяги 7 может сместить золотник и нарушить нормальную работу гидрораспределителя. Для того чтобы этого не случилось, необходимо отсоединить вилку тяги 7 от рычага 5, и если золотник не изменит своего положения, то тяга отрегулирована правильно. Провисание тяги недопустимо. - Проверить положение и натяжение дублирующей тяги 3 и горизонтальной тяги 7, размещенной на левой панели молотилки.
Дублирующая тяга 3 соединена нерегулируемой вилкой с верхним отверстием рычага 2 педали выгрузки копны 1, проходит через окно в балке под площадкой управления, между приводными ремнями и панелью молотилки, над кронштейном крепления лестничной площадки, за топливным баком и соединена регулируемой вилкой с рычагом 5 золотника гидрораспределителя. Длину этой тяги необходимо регулировать при открытом заднем клапане копнителя. При этом отверстия регулировочной вилки следует совместить с нижним отверстием рычага 5 золотника гидрораспределителя, соединить осью и зашплинтовать.
Тяга 7 гидрозолотника проходит рядом с дублирующей тягой 3 вдоль левой панели молотилки. Передняя вилка тяги соединена с нижним отверстием рычага 2 педали 1, а задняя — с левым отверстием рычага вала сбрасывания 8. При изменении длины тяги 7 задней вилкой для обеспечения легкого ее натяжения необходимо совместить отверстия вилки с левым отверстием на рычаге вала сбрасывания, вставить и зашплинтовать ось.
Устройство и регулировка механизма автоматической выгрузки копны. Механизм автоматической выгрузки копны включает в себя предохранительную муфту копнителя и автомат, сблокированные друг с другом.
Предохранительная муфта копнителя установлена на заднем валу контрпривода. Она состоит из ведущих дисков 6 и 7 (рис. 71), ведомого диска 9, резинового буфера 8, распорной втулки 11 и пружины 1 с центрирующей шайбой 2.
Ведущий диск 6 жестко посажен на валу и закреплен шпонкой. Второй ведущий диск 7 имеет пальцы и зубья. Пальцы входят в пазы диска 6, а зубья находятся в постоянном зацеплении с зубьями ведомого диска 9 под действием конической пружины 1. Ведомый диск 9 с приваренной к нему звездочкой 5 свободно сидит на распорной втулке 11. Внутри диска установлен резиновый буфер, который смягчает удары дисков во время пробуксовки. Приводные .звездочки соломо- и половонабивателя получают вращение через посредство цепной передачи от звездочки 5.
Ведущий диск 6 жестко посажен на валу и закреплен шпонкой. Второй ведущий диск 7 имеет пальцы и зубья. Пальцы входят в пазы диска 6, а зубья находятся в постоянном зацеплении с зубьями ведомого диска 9 под действием конической пружины 1. Ведомый диск 9 с приваренной к нему звездочкой 5 свободно сидит на распорной втулке 11. Внутри диска установлен резиновый буфер, который смягчает удары дисков во время пробуксовки. Приводные .звездочки соломо- и половонабивателя получают вращение через посредство цепной передачи от звездочки 5.
При перегрузках соломо- или половонабивателя цепь натягивается с усилием более, чем 200 кгс (1961,3 Н), звездочка 5 останавливается вместе с ведомым диском 9, и муфта начинает пробуксовывать. Пальцевый диск 7 сжимает пружину 1, а его кулачок 4 набегает на ролик 3 рычага 17 автомата. Рычаг шарнирно соединен с коромыслом 13, осью 14 и болтом 18 с пружиной, а коромысло связано тягой 14 (см. рис. 67) с рычагом вала 8 сбрасывания копны. Кулачок, набегая на ролик, поворачивает рычаг 17 (см. рис. 71) вместе с коромыслом 13 на оси, отводит тягу вниз и включает механизм выгрузки копны.
Как только прекращается перегрузка и пробуксование муфты, ведущий пальцевый диск смещается под действием конической пружины вправо, ролик 3 сходит с кулачка 4, а рычаг 17 с коромыслом возвращается в исходное положение.
Предохранительную муфту копнителя регулируют сжатием конусной пружины на передачу крутящего момента 10± 1,5 кгс-м (98,07± ±14,7 Н-м). Правильность регулировки муфты проверяют динамометром, как показано на рис. 72.
Для четкой работы автомата между торцами кулачка 4 (см. рис. 71) и ролика 3 устанавливают расстояние 8—10 мм, а зазор между диском 7 и цилиндрической поверхностью ролика 3 в вертикальном направлении— не более 2 мм. Выполняют эти регулировки болтами 16 и 12.