Постановлением ЦК КПСС Совета Министров СССР «О мерах по повышению эффективности использования сельскохозяйственной техники, улучшению ее сохранности, обеспечению колхозов и совхозов кадрами механизаторов и закреплению их в сельском хозяйстве» предусмотрено значительно увеличить объем работ по ремонту сборочных единиц, агрегатов машин и оборудования с доведением их послеремонтного срока службы до 80% от срока службы новых, создать на индустриальной основе крупные специализированные предприятия для восстановления изношенных деталей.
В целях более полного удовлетворения потребности народного хозяйства в запасных частях за счет увеличения объема восстановления деталей на специализированных предприятиях предусматривается дальнейшее развитие производственных мощностей по восстановлению отработавших свой ресурс деталей сельскохозяйственной техники.
Ресурс машин и агрегатов зависит главным образом от небольшого числа деталей. Например, ресурс двигателя ограничивают в первую очередь повреждения и износ блока цилиндров, поршня, гильзы, шатуна, пальца, головки цилиндров, коленчатого вала, маховика; ресурс шасси — опорных катков, роликов, ведущих и направляющих колес, корпусов трансмиссии и ходовой части.
Государственным Всесоюзным научно-исследовательским технологическим институтом ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (ГОСНИТИ), Всесоюзным научйо-производствен-ным объединением по восстановлению изношенных деталей автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин (ВНПО «Рем-деталь»), отраслевыми лабораториями Ленинградского и Кишиневского сельскохозяйственных институтов, Челябинского института механизации и электрификации сельского хозяйства, Московского института инженеров сельскохозяйственного производства, Саратовского института механизации сельского хозяйства, ремонтными предприятиями и другими организациями разработаны и внедрены в производство современные технологические процессы, оборудование и оснастка для восстановления названных выше деталей, комплект оборудования и оснастки для ремонта резьбовых отверстий и изготовления резьбовых спиральных вставок. В настоящее время серийно производятся комплекты оснастки для устранения трещин в корпусных деталях фигурными вставками и резьбовые спиральные вставки. Разработаны новые способы восстановления наружных и внутренних поверхностей цилиндрических деталей, шестерен, шлицевых валов, посадочных отверстий в корпусных деталях электроконтактной приваркой металлического слоя или газотермическим напылением. Для реализации этих способов создано принципиально новое оборудование и подготовлено его серийное производство. Внедрены в производство поточно-механизированные линии восстановления ряда важнейших деталей тракторов.
Все эти новшества призваны помочь осуществлению технического перевооружения ремонтных предприятий в соответствии с новыми требованиями. Поэтому первоочередная задача сейчас — оказание технической помощи ремонтным предприятиям во внедрении имеющегося арсенала новых разработок, распространение существующих поточных линий, что будет способствовать значительному увеличению объемов ремонтного производства, созданию и совершенствованию его материально-технической базы. Все это позволит снизить себестоимость ремонта машин и повысить ритмичность производства.
В настоящей работе изложены основы новых и перспективных способов, прогрессивных технологических процессов и основных организационных принципов восстановления деталей, что, по мнению авторов, должно способствовать ускорению их внедрения в производство.
............................................................